Бизнес-климат в цифрах и фактах
Предпринимательский климат в России не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса. Такие выводы были сделаны по результатам исследования ОПОРЫ РОССИИ "Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011"
Предпринимательский климат в России не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса. И несоответствие это сильно коррелируется в зависимости от региона ведения предпринимательства. Таковы итоги масштабного исследовательского проекта, проведенного по заказу Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ.
15-16 июня ОПОРА РОССИИ провела презентацию результатов исследования «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011». Выводы, к которым пришли исследователи Евразийского института конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и консультационной компании Strategy Partners Group, выполнявшие исследование, нельзя назвать неожиданными.
Основу исследовательского проекта составляют результаты масштабного опроса руководящих сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Рейтинг регионов сформирован на основании Индекса условий для развития МСБ, который включает в себя 5 слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Людские ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». Слагаемые состоят из индикаторов, которые представляют собой данные, полученные в ходе опроса более 6 000 респондентов (с упором на МСП из производственного сектора).
По итогам мониторинга бизнес-климата 40 регионов, специалисты выделяют пятерку лидеров. Рейтинг по качеству условий возглавляют Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область.
Общий бич предпринимательского климата в регионах - отсутствие квалифицированных кадров, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей.
Наиболее позитивно оцениваются доступность поставщиков и возможность дополнительного обучения. 2/3 опрошенных руководителей компаний считают свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса, однако каждый второй участник опроса отмечает серьезные сложности на этапе старта.
Более половины руководителей компаний полагают, что региональные администрации должны уделять больше внимания вопросам развития МСБ и предпринимательства. В региональные программы поддержки вовлечены менее 10% участников исследования, использование инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, промпарки, гарантийные фонды и др.) «стремится к нулю».
Около 20% участников опроса признают, что практикуют неформальные выплаты чиновникам. По коррупционности лидируют доступ к госзаказу, прохождение проверок и выделение земли.
Что интересно, Москва (17-е место) и Санкт-Петербург (25-е место) оказались в середине рейтинга. В этих регионах сконцентрировано больше всего кадров, поставщиков, наиболее развитая инфраструктура и доступные финансы. Вместе с этим интенсивность конкуренции между малыми предприятиями за ресурсы такова, что предложение инфраструктуры и прочих факторов не удовлетворяет требованиям бизнеса.
«Основная цель проекта состояла в том, чтобы оценить и сравнить условия для развития малого и среднего бизнеса в российских регионах, - говорит Сергей Борисов, президент ОПОРЫ РОССИИ. – Полученные результаты показывают, что есть значительный дисбаланс между спросом со стороны бизнеса на качественные условия и тем, что регионы могут сегодня предложить. Причем этот дисбаланс сильнее проявляется именно в тех субъектах РФ, где малый и средний бизнес смог активно стартовать, ведь одновременно с развитием бизнеса повышаются и потребности в улучшении предпринимательского климата».
«Значительный вклад в развитие предпринимательства и малого и среднего бизнеса могли бы внести региональные и городские целевые программы нового поколения, сфокусированные на ключевых проблемных зонах и включающие сбалансированный набор инструментов, показавших свою эффективность в других странах, - говорит Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group, руководитель практики «Государственные и некоммерческие организации». - К сожалению, как показывают результаты Индекса, существующие программы и инициативы не приводят к ожидаемым результатам».
Полная версия исследования доступна на официальном портале ОПОРЫ РОССИИ
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева