Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Амурская ОПОРА приняла участие в экспертизе областного закона о предупреждении причинения вреда здоровью, а также физическому, интеллектуальному и нравственному развитию детей

Амурская ОПОРА приняла участие в экспертизе областного закона о предупреждении причинения вреда здоровью, а также физическому, интеллектуальному и нравственному развитию детей

По просьбе Общественной палаты Амурской области сотрудниками Амурского регионального Фонда правовой безопасности и стратегического решения проблем совместно с Амурским региональным отделением ОПОРЫ РОССИИ была проведена общая экспертиза областного закона № 316-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Амурской области», в том числе экспертиза на коррупциогенность указанного закона.

Закон был принят 11 марта 2010г., в настоящее время действует в редакции 7 мая 2010г.

Проанализировав положения документа, изучив практику его применения, с учетом целей и задач, поставленных его разработчиками (ст.3 Закона), эксперты пришли к следующим выводам:

1. В законе отсутствуют четкие и ясные критерии определения мест, где не допускается нахождение детей, в которых может быть причинен вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (далее – места, где не допускается нахождение детей).

В п.4 ст.4 закона указывается, что местами, где не допускается нахождение детей, признаются объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, пивные рестораны, винные бары, пивные бары, рюмочные, другие места, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и иные объекты, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Употребление в данной дефиниции слова «только» исключает из перечня мест, где не допускается нахождение детей, объекты, на территории которых совместно с продукцией, приносящей вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, реализуется или демонстрируется продукция, не включенная в указанный выше список.

Между тем, представляется необоснованной позиция, согласно которой вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию может быть причинен исключительно в случае их нахождения на территории объектов, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера или только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Таким образом, наблюдается непоследовательность законодателя в стремлении ограничить доступ детей в места, способные причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

2. В тексте закона четко не определено, по каким критериям следует определять «иные объекты, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию», указанные в п.4 ст.4 Закона.

Также законом не предусмотрено, что необходимо относить к такому вреду. Определение вреда интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не содержится и в нормах федерального законодательства.

В таких условиях употребление в законе указанного определения в силу субъективной природы его оценки может повлечь чрезмерно широкое его толкование, чем может воспользоваться недобросовестный правоприменитель.

Также, учитывая, что на юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть возложена административная ответственность за нахождение детей в местах, где не допускается их нахождение (ч.1 ст.3.3¹ закона Амурской области «Об административной ответственности в Амурской области»), отсутствие четких критериев определения мест, где не допускается нахождение детей, при употреблении законодателем открытого перечня таких мест, может повлечь за собой многочисленные нарушения прав и законных интересов предпринимателей.

Такая регламентация помимо прочего создает благоприятные условия для возникновения коррупции в сфере деятельности экспертных комиссий для оценки предложений об определении мест, в которых не допускается нахождение детей.

Установление нормы о безвозмездности осуществления полномочий членами экспертных комиссий (ч.6 ст.5 закона) также благоприятствует появлению фактов коррупционных действий, поскольку не обеспечивает экономическую независимость членов комиссий.

3. Установление возможности включения в состав экспертных комиссий юридических лиц (ч.4 ст.5 закона) может способствовать возникновению фактов недобросовестной конкуренции со стороны последних.

С введением в действие закона на отдельную категорию юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, во исполнение целей и задач закона был возложен ряд обязанностей (ст.6 закона).

Возложение тех или иных обязанностей на хозяйствующих субъектов будет непосредственно зависеть от того, признают ли помещение или территорию такого субъекта местами, где не допускается нахождение детей, или нет.

Таким образом, включение в состав экспертных комиссий юридических лиц создает риск лоббирования интересов последних, что негативно скажется на уровне конкуренции в Амурской области.

В связи с изложенным эксперты считают, что в настоящее время закон Амурской области №316-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Амурской области» демонстрирует непоследовательность законодателя в стремлении ограничить доступ детей в места, способные причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; создает благоприятные условия для возникновения коррупции в регулируемой сфере (а именно в деятельности экспертных комиссий для оценки предложений об определении мест, в которых не допускается нахождение детей); способствует возникновению фактов недобросовестной конкуренции со стороны юридических лиц, включенных в экспертные комиссии для оценки предложений об определении мест, в которых не допускается нахождение детей;содержит заведомо неэффективные положения, а также положения, являющиеся труднореализуемыми для правоприменителей.

С полным текстом можно ознакомиться на странице Амурского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости