Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В Хабаровском крае продолжаются дискуссии, касающиеся конкуренции на рынке ЖКХ

В Хабаровском крае продолжаются дискуссии, касающиеся конкуренции на рынке ЖКХ

23 июня 2011г. состоялось заседание общественно-консультативного совета при Хабаровском УФАС России. В мероприятии приняли участие руководитель Хабаровского УФАС России Валентин Бодров, представители СРО НП «ЖКХ-групп», представители отдела ЖКХ муниципальных районов региона, представители общественных объединений. Активную позицию в обсуждении основных вопросов, вынесенных на повестку, проявил председатель Хабаровского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Мазунин.

Основными темами для обсуждения стали: управление многоквартирными домами на территории Хабаровского края, состояние конкуренции на рынках услуг по их управлению в городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, а также нарушения прав субъектов предпринимательства по доступу на рынки жилищно-коммунальных услуг в крае и обеспечение конкурентного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Как сообщили представители Хабаровского УФАС, в управлении управляющих организаций в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре находится около 70% жилищного фонда. При этом ни одна из управляющих компаний, по заключению Хабаровского УФАС, не имеет на соответствующем локальном рынке доли более 25%. За 4 года рынок перешел от состояния рынка с высокой концентрацией в рынку с развитой конкуренцией.

Ранее, на заседаниях общественно-консультативного совета, глава Хабаровской ОПОРЫ обозначил данную тему и приводил пример Комсомольска-на-Амуре, изучив который не представляется возможным сделать заключение о развитости конкуренции на рынке ЖКХ Хабаровского края. На состоявшемся заседании Сергеем Мазуниным была вновь озвучена данная проблематика. На рынке услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства сложилась странная ситуация: формально конкуренция действительно присутствует, однако на рынке действуют несколько компаний с одним и тем же учредителем либо с аффилированными ему лицами и предприятиями. Кроме того, ввиду нарушения принципов конкуренции снижается качество услуг, в некоторых случаях данный вид работ вообще не ведется.

Помимо этого в Комсомольске-на-Амуре существуют попытки рейдерского захвата рынка ЖКХ. Данные факты были установлены в результате проверки прокуратуры города, а также министерства ЖКХ Хабаровского края.

С тезисом о фактическом отсутствии конкуренции на рыке услуг ЖКХ единодушно согласились и остальные участники совета. По консолидированному мнению участников, Хабаровскому УФАС необходимо вести более тщательную аналитическую работу в процессе исследования состояния рынка ЖКХ Хабаровского края, проверять не фактическое количество действующих предприятий, но и их учредителей, и на основании этих данных принимать соответствующие меры.

В большинстве муниципальных образований Хабаровского края распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности и предназначенные для оказания жилищно-коммунальных услуг хозяйствующими субъектам без проведения торгов, что препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество, и приводит к ущемлению интересов потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

Как отметили представители Хабаровского УФАС, муниципалитеты уходят от проведения публичных торгов и передают имущество в пользование отдельным хозяйствующим субъектам посредством преференций либо без проведения торгов с нарушением федерального законодательства.

Ранее, на заседаниях межведомственного совета при правительстве Хабаровского края по устранению барьеров в развитии предпринимательства, рассматривался вопрос об обеспечении конкурентного доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, к объектам коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края, на которых органам власти и органам местного самоуправления было рекомендовано обеспечить конкурентный доступ хозяйствующих субъектов к объектам производственной инфраструктуры.

Вместе с тем, практика согласования предоставления преференций показывает, что в 2010 году ситуация с обеспечением равного доступа к объектам коммунальной инфраструктуры в сравнении с 2009 годом не изменилась. Процент проведенных конкурсов на право заключения договоров пользования объектами коммунальной инфраструктуры практически нулевой.

По мнению главы Хабаровской ОПОРЫ, следует разделять сферу жилищно-коммунального хозяйства на два сектора: жилищный и коммунальный. Каждый их них имеет свои особенности, с качественным учетом которых возможно более или менее благополучное изменение ситуации.

Так, например, если говорить о жилищном секторе, то стоит отметить необходимость создания многочисленных малых и средних предприятий, специализирующихся на конкретных видах оказания услуг, и оказание услуг которыми будет предоставляться по договору. Это может решить проблемы, возникающие по причине фактического отсутствия конкуренции на рынке услуг ЖКХ.

В секторе коммунальных услуг С. Мазунин отметил высокий уровень монополизированности. Как правило, коммунальные услуги предоставляют уже давно действующие на рынке предприятия. Здесь важно образование новых компаний, занятых в малой энергетике. Такие компании, как правило, используют альтернативные источники энергии. Стоимость таких услуг намного ниже, чем нынешние ставки. Кроме того, при появлении такой конкуренции у монополистов возникнет необходимость пересмотра ценовой политики в отношении установления платы на коммунальные услуги. «Единственный способ изменить ситуацию – демонополизировать рынок ЖКХ» - уверен С. Мазунин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости