Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Российские бизнесмены жалеют денег на оборудование

Российские бизнесмены жалеют денег на оборудование

Российским бизнесменам инновации не помогают, а высокие страховые взносы не мешают.

В ближайшие три года 60% предприятий намерены обновить оборудование, чтобы удержать внутренний рынок. Планы насчет завоевания внешнего строят немногие. Таковы результаты опроса Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. В нем приняли участие 698 предприятий из 72 регионов, представляющие более 10 отраслей (каждое третье — из сферы машиностроения).

На внутренний рынок, как показал опрос, ориентирована большая часть российских предприятий: у 83% здесь сбыт, у 88% — основные поставщики сырья и оборудования. Здесь же и конкуренты: исключительно с российскими коллегами конкурируют 30% компаний, вовсе не имеют конкурентов в России лишь 7,5%. При этом последний показатель если и вырастет в ближайшее время, то несущественно: 36% опрошенных вообще не намерены расширять рынок сбыта в ближайшие пять лет, 38% будет делать это внутри страны, около 19% — в странах СНГ, 9% — в дальнем зарубежье.

Такие, мягко говоря, не слишком амбициозные планы вполне объяснимы: более двух третей респондентов оценивают состояние оборудования на своих предприятиях как среднее и плохое. При этом комплексную модернизацию за последние пять лет провели лишь 26%, а у 30% она последний раз имела место еще в советское время. Сколько-нибудь существенные инвестиции в приобретение технологий за последние 5 лет сделала лишь шестая часть опрошенных. Однако примечательно, как распределились внутри этой группы доли тех, кто имеет иностранных конкурентов, и тех, кто ориентирован исключительно на внутренний рынок. Первые вынуждены шевелиться активнее: 25% предприятий, конкурирующих с зарубежными коллегами, инвестировали в последние годы в модернизацию технологий серьезные средства. Среди тех, кто «соревнуется» только с россиянами, таких набралось всего 10%.

В ближайшие три года внедрять зарубежные технологии намерены 17% респондентов, отечественные — 18,6%. Инвестировать в оборудование собираются 60% опрошенных.

До инноваций дело пока вовсе не дошло: внедрение инновационных технологий важным для успеха бизнеса считают лишь 10%. Собственные или заказные научно-исследовательские и опытно-конструкторские наработки есть у 39%. И здесь большинство также составляют компании, имеющие зарубежных конкурентов (металлургия, химпром, нефтехимия).

Повышать производительность труда за счет внедрения современных технологий или передовых методов организации труда предприниматели тоже не спешат: 64% и без того считают ее нормальной, и лишь 30% — низкой.

На вопрос, что является главным препятствием для нормальной работы и развития бизнеса, ответ был получен несколько неожиданный. Оказалось, что это вовсе не налоги и не рост соцвзносов (эти ответы оказались соответственно на 2-м и 5-м местах), а рост тарифов на электроэнергию. Этот фактор отметили как негативно влияющий на развитие производства 79%.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости