Деньги на угрозы
Замечали вы или нет, как любят у нас политики и чиновники словосочетание "угроза безопасности"? Уже приняты доктрины национальной, информационной, продовольственной безопасности, в каждой – подробное описание угроз. В правовой базе "Консультант плюс" – аж 3 699 федеральных актов, содержащих слово "угроза", да еще 683 алтайских.
Но от этого, вообще-то, не страшно. Не страшно потому, что большая часть этих угроз – миф. Изобретение, которое, как считает профессор Высшей школы экономики Симон Кордонский, распространяется с единственной и весьма прозаичной целью – перераспределить бюджетные деньги.
И чем красочнее в концепциях и стратегиях описаны угрозы, тем больше денежных потоков перераспределяются в пользу заказчиков – бюджетных "корпораций", которые под шумок осваивают бюджет, всякий раз находя статистические данные в подтверждение того, что дело плохо.
Ну как, в самом деле, набрала популярность мысль об угрозах продовольственной безопасности в нашей стране с ее лучшими на планете черноземами, 10% сельхозугодий мира, 38 млн. сельского населения и немалой долей предприимчивых горожан, с энтузиазмом занимающихся агробизнесом? Или идея о проблемах энергетической безопасности с нашими 27% мировых разведанных запасов природного газа?
Нет, я не спорю, есть у нас и реальные угрозы – к примеру, распространенные на просторах российских лень, любовь к халяве и неприятие тех, кто хорошо работает. "Тот, кто старается, он под прицелом проверяющих", – сокрушается знакомый директор сельхозпредприятия.
Но вряд ли кто-то даст денег под самоанализ.
Есть стремительно разрастающиеся свалки, которые (скажем справедливости ради) стали предметом внимания "единороссов". Но, к сожалению, только недавно.
А меж тем бюджетополучатели изобретают новые угрозы. И вот уже почти нет сомнений: нужны доктрины энергетической, демографической, социальной и даже урбанизационной безопасности. Остается только удивляться: и как мы еще живы-то до сих пор?