Поправки в Жилищный кодекс осложнят деятельность ТСЖ
4 июня 2011 года Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон вступил в силу 18 июня 2011 года).
По мнению законодателей, Федеральный закон направлен на установление контроля в сфере управления многоквартирными домами, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны собственников помещений в многоквартирных домах. Так, в Жилищный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, касающиеся полномочий органов государственной власти Российской Федерации по ведению реестров уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и предпринимательской деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по контролю за деятельностью товариществ собственников жилья и правомерностью принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений.
Федеральным законом уточняется состав общего имущества в многоквартирном доме, совершенствуется организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья. В частности, Федеральным законом предусматривается порядок прекращения членства в товариществах собственников жилья, объединяющих собственников помещений нескольких многоквартирных домов. Для принятия решения о выходе собственников помещений одного или нескольких многоквартирных домов из такого товарищества достаточно воли собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Помимо этого, Федеральным законом корректируется порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также затрагиваются вопросы управления многоквартирными домами, в том числе вводится новый институт управления многоквартирным домом – совет многоквартирного дома.
Новая редакция Жилищного кодекса содержит статью, в которой говориться о том, что председатель ТСЖ не имеет право в нем работать, то есть, данная должность провозглашается общественной. Соответственно, вознаграждение за работу не может быть выплачено в рамках трудового договора. Таким образом, председатели правления оказываются перед выбором: или работать на «общественных началах» или заключать договора с профессиональными управляющими организациями.
По мнению Дениса Шабурова - начальника Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного Комитета, принятые поправки не удовлетворили в полной мере не самих инициаторов их внесения, не тех председателей ТСЖ, которые раньше за свою работу получали соответствующую заработную плату, а теперь в соответствии с действующим законодательством должны стать «общественниками».
Поправки коснулись и статьи 162 Жилищного кодекса «Договор управления многоквартирным домом». Теперь в качестве стороны, по заданию которой осуществляется управление многоквартирным домом (собственники помещений в многоквартирном доме, органы управления товарищества собственников жилья, органы управления жилищного кооператива или органы управления иного специализированного потребительского кооператива) назван застройщик.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Договор управления многоквартирным домом, за исключением договора, заключаемого застройщиком в соответствии с частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Следует отметить, что если ранее можно было проводить заочное голосование, то теперь это возможно только в том случае, когда общее собрание не состоялось в виду отсутствия кворума.
«Для регионов, в которых дома, как правило, небольшие – это, может быть и хорошо, но в случае с Петербургом – ситуация иная, - говорит Денис Шабуров.- В городе немало домов, в которых не менее 1000 квартир, и провести очное собрание собственников помещений практически невозможно. Для этого нужно арендовать специальное помещение, площадью не меньшее чем БКЗ «Октябрьский». Провести общее собрание в актовом зале школы, как это делается обычно, нереально. Именно поэтому я считаю данную норму спорной».
Отдельные изменения внесены и в статьи, связанные с капитальным ремонтом. Так, статья 158 возлагает на собственников помещений обязанность по проведению капитального ремонта. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений (с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме). При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 165, органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Резюмируя все сказанное, можно смело утверждать, что поправки, внесенные в Жилищный кодекс, направлены на ужесточение деятельности ТСЖ. А это вряд ли будет способствовать приходу малого бизнеса в сферу ЖКХ.