Мнимые инвестиции для реального сектора
Бизнес-форум "Финансирование реального сектора экономики: стратегии модерниационного развития" был посвящен обсуждению механизмов притока капитала в реальный сектор, а также содействию проведения эффективной государственной политики в этой сфере. В обсуждении приняли участие банкиры, представители власти и финансовых институтов.
Целью форума организаторы назвали выработку и обсуждение действенных механизмов притока капитала в реальный сектор экономики, а также содействие проведению эффективной государственной политики в данной сфере. Особое внимание участники форума уделили перспективам привлечения средств частных и институциональных инвесторов к реализации региональных проектов.
Представители финансовых институтов не устают критиковать действия властей в области экономической политики и ссылаться на несовершенное законодательство. Власть свою очередь нерешаемых проблем не видит и призывает финансово-экономическое сообщество научиться пользоваться имеющимися инструментами. Проектное финансирование – у нас нет закона 20 лет. Оно как бы есть. Но фактически его нет.
Вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Гамза обращает внимание на то, что с каждым годом увеличивается отрицательное сальдо консолидированного бюджета. И процесс этот должен растянуться на годы. Причиной банкир называет отсутствие системных мер власти в построении экономической политики и национальной экономики в общем. «Мы привыкли жить за счет ренты, забыв о ведении экономической политики в целом, - говорит господин Гамза. - За 4 месяца этого года импорт вырос на 40%. При этом рост импорта происходит не за счет роста цены, а за счет увеличения физических объемов. И если раньше львиная доля импорта приходилась на продукты питания, то сейчас 60% в импорте занимает промышленная продукция. Это значит, что идет деиндустриализация страны».
Владимир Гамза жестко раскритиковал политику Минфина по созданию и накоплению «подушки безопасности». «Деньги складываются в кубышку в бани других стран», в то время как в нашей стране «нет ни станкостроения, ни судостроения, ни транспорта». То, что создание резервных фондов – общая практика для стран Европы, Владимира Гамза не утешает. Он напоминает, что если, например, Голландия и держит деньги в иностранных банках, то только в тех, которые присутствуют на территории страны. И кредитуют эти банки в конечном итоге экономику Голландии, а не других стран.
Российское правительство, по мнению банкира, «занимается ручным управлением» вместо того, чтобы развивать экономическую политику и долгосрочное планирование. «В Японии на сайте Минэкономразвития можно ввести отрасль или район, в котором планируешь открыть бизнес, и получишь полную раскладку, полный прогноз этой деятельности или этого района на 15 лет вперед, - рассказывает Гамза. - Это экономическое планирование. У нас на сайте Минэконоразвития близко нет ничего похожего».
А о каком частном или институциональном инвестировании может идти речь, если мы не знаем, что будет завтра? – задается вопросом эксперт. Вместе с тем, в России 90% финансового сектора страны составляют банки. Но, по действующему законодательству, они функционируют только как кредитно-депозитные учреждения. Банки не имеют права заниматься инвестиционной деятельностью. Все финансирование, осуществляемое банками – это кредитование в той или иной форме. «Кредит и инвестпроект – это диаметрально разные вещи, - сообщает Владимир Гамза. – Если кредит выдается под действующий бизнес, проценты и выплаты по кредиту происходят с существующего бизнеса, то инвестиционное финансирование предполагает кредитование в будущий проект, с которого пока нечего взять. Такие риски банки на себя не берут».
Заместитель министра финансов РФ Александр Новак уверен, что особых проблем с инвестированием в стране нет. По крайней мере государство делает все, что может. Например, развивает государственно-частное партнерство. Если в 2008 году на эти мероприятия было заложено 255 млрд рублей, то на 2012 год мы закладываем – 735 млрд рублей. Производится финансирование Сколково, создан Российский Фонд прямых инвестиций, развиваются особые экономические зоны, технопарки.
«Вопрос не в том, что мало внимания уделяется. Внимания достаточно, - уверен чиновник. - Вопрос в том, где и когда будет отдача. Строятся объекты инфраструктуры, дороги, линии электропередач. А где инвестиции? Нету…»
Господин Новак уверен, что инструментов инвестирования придумано достаточно. Надо только ими правильно воспользоваться. На сегодня, по словам Александра Новака, государству удалось привлечь около 300 млрд рублей частных инвестиций. В условиях кризиса не все инвесторы смогли выполнить свои обязательства по софинансированию ряда проектов в рамках ГЧП. Но государство продолжает финансировать инвестпроекты и свою часть обязательств выполняет.
Вместе с тем, вопроса о том, доходят ли ивестиционные и государственные средства до реального сектора экономики, для чиновника Минфина не стоит. «Думаю, вопрос в другом – как быстро это происходит, - уверен Новак. - Это очень длительная процедура. Например финансирование предприятий сельского хозяйства. Федеральный бюджет переводит деньги субъекту. Тот, в свою очередь, принимает нормативно-правовые акты, отбирает предприятия, подходящие под финансирование, заключает с ними соглашения. А средства в любом случае доходят».
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева