Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Опубликованы тезисы ежегодного исследования ShopperTrends, посвященного тенденциям покупательского поведения

Опубликованы тезисы ежегодного исследования ShopperTrends, посвященного тенденциям покупательского поведения

Агентство Nielsen опубликовало основные тезисы ежегодного исследования ShopperTrends, посвященного тенденциям покупательского поведения. Оно проводится более чем в 50 странах мира, включая Россию. В условиях роста цен и коммунальных расходов в нашей стране покупатели стали особенно внимательно отслеживать свои расходы. "ВД" знакомит читателей с основными выводами исследования. 

Сегодня потребители располагают как никогда скромными суммами для свободных трат. По данным глобального интернет-опроса Nielsen, в конце первого полугодия 2011 года более 70% респондентов в России оценивали состояние своих личных финансов как не очень хорошее или плохое. Это почти на четверть больше, чем в IV квартале 2010 года. Потребитель вынужден экономить даже на продовольственных товарах.

Логично предположить, что в этой ситуации покупателей больше привлекают каналы, предлагающие более выгодные цены, например дискаунтеры. Но в действительности, согласно данным исследования ShopperTrends 2011 года, на рынках с высоким уровнем конкуренции, таких как Москва и Санкт-Петербург, они начали терять предпочтения потребителей.

После кризиса дискаунтерам удалось расширить свою покупательскую аудиторию за счет обещания низких цен. Сегодня ситуация обратная: покупатель возвращается в гипермаркеты. Канал восстанавливает позиции, улучшив такие показатели, как сила брэнда, лояльность покупателей, размер корзины и "выгодность" цен.

В восприятии потребителей дискаунтеры не обладают главным преимуществом, которое от них ожидали, — существенно более низкими ценами на все товары. Вывод, который должны сделать для себя магазины формата дискаунтер: "обещал — сделай". Сегодня на выбор покупателя влияет не сама по себе низкая цена, а соотношение цена-качество. Вторым по значимости фактором является ассортимент: "все необходимое в одном магазине", "все нужные продукты в наличии", "широкий ассортимент свежих продуктов, фруктов и овощей".

Магазины, предлагающие широкий ассортимент и более высокое качество покупки (ShoppingExperience), будут получать все большее признание потребителей.

Несмотря на возрастающую значимость современной торговли и активную экспансию в России магазинов-дискаунтеров, растет число узкоспециализированных или нишевых магазинов, которые строят свой ассортимент на основе одной-двух базовых категорий продукции. Речь идет, например, о булочных, мясных, молочных, фруктово-овощных магазинах. Можно ожидать, что значимость магазинов-специалистов в составе традиционной розницы будет возрастать и в дальнейшем. Покупатели уже сейчас все чаще обращаются сюда в поисках более высокого качества, широкого ассортимента. Кроме того, развитие таких магазинов может стать новой возможностью для владельцев мелких розничных торговых точек, киосков и павильонов. То есть тех форматов, которые в первую очередь могут пострадать из-за нового закона, запрещающего продажу пива через киоски, вступающего в силу после 2012 года.

Снижение покупательной способности создает условия для слома привычного поведения, когда покупка совершается "на автомате". В новой обстановке непосредственно у полки покупатели готовы рассматривать возможность экспериментировать и переключаться на другой брэнд с привычного, особенно если новые предложения достаточно привлекательны и отвечают критерию "цена-качество".

С учетом этого правильные решения в области ценообразования и формирования ассортимента, а также эффективные коммуникации с потребителем внутри магазина, промоакции станут критически необходимы для успеха розничных сетей и производителей. Война на полках в России выходит на первый план. Прессинг промоакций будет только расти. Доля товаров, продаваемых по акциям (со скидкой, с подарками, два по цене одного и т. п.), растет во всех категориях продукции. Хотя промоушн и не является прямым способом увеличения потока покупателей, он эффективно работает на увеличение "корзины" и способствует росту продаж среди уже существующей покупательской аудитории магазина.

В дальнейшем можно ожидать, что акции станут еще более важным инструментом стимулирования роста продаж. Однако и производителям, и розничным магазинам следует принимать взвешенные решения в отношении промоакций. Особенно это касается прямых скидок или временного снижения цены. Для производителей есть опасность обесценить значимость брэнда в рамках категории, открыть путь росту частных марок, для ритейлеров — снизить потенциал для роста продаж всей категории в долгосрочной перспективе.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости