Контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Росалкогольрегулирование
На конференции «Новое в законодательстве, регулирующем оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции. Государственный контроль предпринимательской деятельности», состоявшейся в «Доме предпринимателя» 25 августа, были рассмотрены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного и муниципального контроля.
Как пояснила Юлия Чарноцкая – юрист-эксперт Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, ФЗ № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производство и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», ввел норму, из которой прямо следует, что действие Федерального закона № 294-ФЗ распространяется на проведение правоохранительными органами мероприятий по контролю за оборотом алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива. Ранее этот вопрос был дискуссионным.
Кроме того, органы внутренних дел (полиция) вправе осуществлять контроль, составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 14.16 (ч.1-ч.3), 15.13, а также самостоятельно привлекать к ответственности по статьям ч. 2.1. , ч. 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях.
Следует знать, что контроль со стороны правоохранительных органов может осуществляться и в рамках ОРД. В соответствии со статьей 7, основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Если предприниматели не согласны с результатами проверки, проведенной сотрудниками полиции, то, как порекомендовала Юлия Чарноцкая, они могут обратиться в Прокуратуру с письмом о проверке законности и обоснованности проведения контрольного мероприятия.
Органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка в соответствии со ст. 23.49 КоАП. может быть Роспотребнадзор.
Закон о «Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» распространяется на действия сотрудников Роспотребнадзора в полном объеме. Они имеют право проверять качеств алкогольной продукции, а также соблюдение потребительского законодательства и вопросы соблюдения санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 23.50 КоАП, органом, осуществляющим государственный контроль за производством, и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является и Росалкогольрегулирование.
Полномочия этой службы определены Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 154 «О федеральной службе по регулированию алкогольного рынка».
Что касается прокуратуры, то в соответствии со статьей 23 КоАП, данная структура имеет право осуществлять государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:
1) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее также - обязательные требования).
При этом законодатель установил, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок организаций, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".