ОПОРА РОССИИ готовит обращения в Правительство РФ в связи с проблемами предпринимателей в сфере пожарной безопасности
11 августа состоялось очередное заседание Комитета по саморегулированию Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». На мероприятии обсуждались вопросы работы саморегулируемых организаций ОПОРЫ РОССИИ («МОСП МСП-ОПОРА» (строителей) и МОАПП МСП-ОПОРА» (архитектурно-проектных организаций)).
Еще одним важным пунктом повестки дня стали проблемы предпринимателей, связанные с ситуацией по проекту федерального закона № 305620-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности». Напомним, документ должен был пройти в декабре 2010 года второе чтение, однако внезапно был снят с рассмотрения.
Обсуждение по вопросу продвижения законопроекта № 305620-5 прошло при непосредственном участии заинтересованных представителей федеральных органов исполнительной власти: МЧС России, Минэкономразвития России, Минрегиона России.
По первому вопросу участники заседания приняли решение о необходимости корректировки законодательства в сфере СРО в связи с существованием саморегулируемых организаций, закрывающих доступ на отдельные рынки (атомная промышленность, железнодорожные перевозки) и в отдельные регионы. При этом очевидно, что необходимо внедрение принципа саморегулирования по видам деятельности, а не отрасли в целом.
По второму вопросу на заседании было отмечено:
около 8000 субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере работ, связанных с пожарной безопасностью объектов капитального строительства, фактически потеряны экономикой России.
Это связано с тем, что предприниматели не смогли по формальным причинам вступить в СРО из-за существующих противоречий, вносимых Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (ред. от 23.06.2010) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ №624). Так, в настоящее время существует практика, согласно которой организации, не имеющие лицензии, допускаются в СРО, а имеющие – не допускаются. Сложная ситуация связана с тем фактом, что один вид деятельности регулируется двумя нормативными актами: Приказом №624 и Федеральным законом №128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №128-ФЗ).
Представители заинтересованных органов власти представили Комитету позиции ведомств по этому вопросу.
Минрегион России придерживается позиции, согласно которой в настоящее время действует Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, где указаны виды безопасности, одним из которых является пожарная безопасность. При этом в стране в настоящее время осуществляется единый государственный строительный надзор, реализует который, согласно законодательству РФ, Минрегион.
МЧС России же считает, что вопросы пожарной безопасности должны регулироваться профессионалами. В настоящее время существует двойное регулирование – со стороны Минрегиона в рамках единого государственного строительного надзора и со стороны МЧС в рамках контроля лицензий. Это существенно усложняет жизнь предприятиям, работающим в данной сфере.
Минэкономразвития в этом вопросе поддерживает позицию МЧС и необходимость принятия данного законопроекта.
На основе предложений участников заседания Комитета в настоящее время ОПОРА РОССИИ готовит обращения:
1) Заместителю Председателя Правительства РФ Козаку Д.Н. о проведении совместного с Минэкономразвития РФ, МЧС РФ, Минрегионом РФ и ОПОРОЙ РОССИИ (как разработчика законопроекта № 305620-5) совещания на предмет обсуждения разногласий по последней редакции законопроекта № 305620-5;
2) Первому заместителю Председателя Правительства РФ Шувалову И.И. с предложением об исключении строительного контроля за работами в области пожарной безопасности – как излишнего административного барьера для субъектов МСП и дублирующего имеющиеся государственные функции – из положений Приказа № 624, при этом рекомендовав принять решение о том, что до корректировки Приказа №624 допуск к работам по пожарной безопасности осуществлялся исключительно на основе соответствующих лицензий МЧС;
3) в МЧС России с рекомендациями осуществить сплошную проверку выполнения членами строительных и проектных СРО положений Федерального закона №128-ФЗ.