Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Реформу системы госзакупок отсрочили на два месяца

Реформу системы госзакупок отсрочили на два месяца

Реформа госзакупок, о необходимости которой долго говорили все, кто хоть раз на практике сталкивался с действием ФЗ-94, начнется в ноябре.

Сегодня, 1 сентября, правительство РФ должно было представить президенту Медве­деву вариант реформы системы госзакупок. Однако Минэкономразвития запросило на доработку проекта два месяца — за это время министерство планирует «отточить» положения документа и одновременно устранить многочисленные межведомственные разногласия, существующие сегодня.

О несовершенстве ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» известно, кажется, даже тем людям, которым никогда не приходилось на практике испытать его действие. О многочисленных злоупотреблениях, которые этот закон прямо-таки провоцирует, неоднократно писали и ДЕЛА.ru.

Предложения по изменению системы, действовавшей с 2005 г., должны были появиться еще в начале апреля — этот срок обозначил правительству Дмитрий Медведев, высту­пив с инициативой о реформе госзаказа осенью 2010-го. Итогом работы чиновников должен был стать проект федеральной контрактной системы (ФКС), объединяющей планирование закупок, их проведение и контроль результатов.

К назначенному сроку министерствам договориться не удалось: так, Минэкономразвития предложило вообще отменить закон о госзакупках и заменить его новым — о ФКС. УФАС и Минфин выступили за сохранение ФЗ-94 и принятие отдельного закона по контрактной системе.

Есть разногласия и по порядку проведения закупок. Минэкономразвития предлагало вернуть запрещенную сейчас предквалификацию, добавить двухэтапный закрытый конкурс и даже конкурентные переговоры. Правда, изменения были предложены лишь для самых крупных по объемам закупок: в сфере строительства, а также по закупкам медикаментов. ФАС же соглашалась на послабления только в сфере закупок научных работ. Именно по этим пунктам и предстоит найти консенсус «спорщикам» до 1 ноября.

«Несмотря на то, что реформа проведения госзакупок необходима, нельзя сказать, что пресловутый ФЗ-94 так уж однозначно плох, — сообщил ДЕЛА.ru Антон Глушков, директор по развитию строительной компании «Культбытстрой». — Так, благодаря ему по итогам 2010 г. было сэкономлено порядка 10% бюджетных средств.

Однако его действие уместно, когда речь идет о поставках стандартизированной, сертифицированной продукции, и совершенно неприменимо к заказу услуг».

О проблемах госзаказа в строительстве см. подробнее «Строители ждут поправок в закон о госзакупках».

По словам г-на Глушкова, в последнем случае низкая цена на выполнение работ не может быть единственным критерием выбора подрядчика.

Во-первых, это сказывается на качестве работ, во-вторых, в случае, если выполнение заказа «разорвано» по времени и рассчитано, к примеру, на 3-4 года, невозможно предугадать изменение цен за этот период. Неизбежно возникают дополнительные затраты, и в итоге первоначальная экономия фактически сводится на нет. И это еще в лучшем случае.

Сейчас в России 55% закупок совершается на конкурсной основе, и это больше, чем в любой из развитых стран. Однако механизм их проведения у нас «подтормаживает».

«От проведения конкурсов не деться никуда, — говорит Антон Глушков. — Но нужно при их проведении учитывать давно наработанный мировой опыт. Считаю, необходимо проведение предквалификации — чтобы в конкурсах могли принимать участие компании, уже имеющие в своем активе завершенные объекты аналогичного класса и стоимости. Чтобы они могли выполнить заказ собственными силами, а не обращаться к десяткам субподрядчиков. Чтобы ответственность за выполнение заказа была обеспечена залогово и, если угодно, репутационно.

Сейчас же внесение компании в реестр недобросовестных подряд­чиков не имеет для нее никаких последствий — ее руководитель просто создает новое юрлицо на основе той же фирмы с подмочен­ной репутацией, и такую практику, безусловно, надо менять.

Можно взять на вооружение и японский опыт: среди требований к подрядчику фигурирует и его постоянная работа на территории конкретного округа. Действительно, трудно контроли­ровать работу, скажем, калининградской фирмы, которая взялась за строи­тельство дома в Красноярске».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости