Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Федеральная контрактная система заработает в полном объеме через 3-5 лет после внедрения - министр Эльвира Набиуллина

Федеральная контрактная система заработает в полном объеме через 3-5 лет после внедрения - министр Эльвира Набиуллина

Федеральная контрактная система, которой Минэкономразвития России хочет заменить нынешнюю структуру госзакупок, в полном объеме заработает через 3-5 лет после начала внедрения, сообщила на прошлой неделе глава министерства Эльвира Набиуллина.

«Тем не менее, на наш взгляд, если закон о контрактной системе будет принят, первые позитивные сдвиги могут начаться ранее окончания трехлетнего периода», - добавила министр.

Текст документа был размещен на сайте Минэкономразвития для публичного обсуждения. Э. Набиуллина обещала, что оно продлится как минимум месяц. Каждые десять дней будет составляться и публиковаться отчет: какие предложения по законопроекту поступили и как они могут быть учтены в итоговом документе.

Квинтэссенция законопроекта - регулирование не только заключения самих контрактов, а всего цикла госзакупок: от прогнозирования государственных и муниципальных нужд до аудита и контроля за исполнением заказов. Как сообщалось ранее, министерство также предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам проводить не только аукционы, но и конкурсы и даже переговоры.

В министерстве планируют, что некоторые нормы закона о федеральной контрактной системе (ФКС) будут внедряться постепенно. И по мере того как она будет развиваться, на деле заработает механизм ответственности государственных заказчиков. Сейчас же, говорит министр, практика заключения государственных контрактов в рамках действующего закона о госзакупках ФЗ-94 привела к тому, что «около 56% контрактов заключается практически на безальтернативной основе». Вывод простой - «такую систему надо менять», считает министр.

Одновременно обсуждаются и поправки в ФЗ-94, которые разработала Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). И между ведомствами пока согласия нет. Минэкономразвития предлагает по мере внедрения федеральной контрактной системы отменить существующий закон о госзакупках. В ФАС эту идею не поддерживают, аргументируя тем, что сложившуюся систему ломать опасно. Ведь уже сейчас она дает возможность государству экономить около 200 миллиардов рублей в год.

Теперь судьбу этих законопроектов должно решить общественное мнение. Минэкономразвития России в своей системе делает ставку именно на общественный контроль.

Для этого, просветил журналистов замминистра экономического развития Алексей Лихачев, будут созданы «общественные советы, состоящие более чем наполовину из представителей общественных организаций с определенными правами». Чиновник сообщил, что советы будут иметь право не только запрашивать документы по конкурсам, направлять рекомендации, но и смогут посылать своих представителей в конкурсные комиссии для контроля «на местах».

Отдельно стоят и вопросы поддержки малого бизнеса. Формирующаяся федеральная контрактная система предоставит малым предпринимателям гораздо больше возможностей, чем ФЗ-94, который, по словам Лихачева, "крайне плохо решал эту задачу". По его мнению, "надо предоставить возможность не менее 10 или около 20 процентов контрактов сделать доступными для выполнения субъектами малого предпринимательства. Мы должны дать право заказчику устанавливать и условие "второй руки", то есть обременять выигравшего контракт часть его передавать малым предпринимателям".

Нынешний закон, который потеряет свою силу после вступления в действие федеральной контрактной системы, по мнению министерства, имеет целый ряд проблем в реализации. Как перечислила Э. Набиуллина, к их числу относились "постоянно растущее количество несостоявшихся конкурсов, а значит, незаключенных договоров, и крайняя забюрократизированность системы размещения заказа". Существовали недоработки в сфере закупок товаров и услуг для органов власти. Как рассказала директор департамента развития федеральной контрактной системы минэкономразвития Ольга Анчишкина, при существующих законодательных нормах "мы совершенно не защищены от демпинга и фирм-однодневок. Сейчас мы не можем расторгать контракт, даже когда видим, что он не исполняется и поставщик недобросовестный".

Сравнивая ФКС и ФЗ-94, А. Лихачев отмечает кроме увеличения возможностей для контроля выполнения госзаказов со стороны общественности и большей доступности для малого бизнеса "пронизывающее методическое обеспечение на всех циклах". Также, подчеркнул он, установят "процедуры возможного изменения и расторжения контракта в одностороннем порядке как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика".

Конечно, подобный подход требует профессионализации, "мы предлагаем рассмотреть в законе возможность и в ряде случаев обязательность специальных контрактных служб. За ближайшие 3-5 лет необходимо воспитать определенную категорию чиновников, специализацией которых будет именно работа с госзаказами. У каждого заказа должен быть свой "контрактный офицер", - отметил А. Лихачев.

Персональная ответственность за выполнение госконтракта вообще становится одним из краеугольных камней законопроекта "О федеральной контрактной системе". Как подчеркнула министр экономического развития Э. Набиуллина, общественность будет точно знать, какой конкретно чиновник отвечает за каждый из публикуемых госконтрактов. Предусмотрены и меры ответственности за нарушения - она, как сообщила министр, "может быть как административной, допустим, увольнение, так и уголовной".

"Основной процедурой, - как подчеркнула министр, - должен стать открытый конкурс, который позволяет комплексно оценить все предложения поставщиков. Это полностью соответствует международной практике". Введен в законопроекте и антидемпинговый механизм. Если предложение ниже заявленной цены на 25%, то участник должен обосновать это. Причем заказчик имеет право отказать, если не получит нужной информации или обоснование его не удовлетворит. А такой вид торгов, как электронный аукцион, при падении цены ниже 25% вообще останавливается.

Что касается конкретных разногласий с ФАС, они, судя по словам Э. Набиуллиной, в основном были насчет расширения способов госзакупок. Сейчас в этот список в новом законопроекте входят открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, запрос котировок, закупка из единственного источника. Есть и нововведения - конкурс с ограниченным участием, применяющийся в случае запроса на оказание специфических товаров, работ или услуг, двухэтапный конкурс, проводящийся в случае, если необходимо уточнить характеристики объекта закупок, для чего нужны обсуждения с участниками. Появился и такой новый вид закупки, как запрос предложений. Он применяется в том случае, когда необходимо проведение срочной закупки или когда проведенные ранее процедуры закупок были признаны несостоявшимися.

Контроль за федеральной контрактной системой будет не только со стороны общественности. Как подчеркнула министр, на данный момент есть понимание, что "все, связанное с прогнозированием, планированием, обоснованием госнужд, мы увязываем с разработкой гос программ - здесь велика будет роль минэкономразвития, минфина. За ФАС остается обеспечение конкуренции, доступа к госзакупкам". Будут участвовать в контроле и другие ведомства, список которых пока не определен.

По словам Э. Набиуллиной, "все сейчас делается для того, чтобы закон был принят в конце этого года или начале следующего и сразу же вступил в силу".


Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости