Почему в России чаще страхуют автомобили, а на Западе - жизнь
В России сложилась уникальная ситуация: граждане активно страхуют автомобили, но при этом почти не хотят страховать свою жизнь. Во всем мире ситуация обратная: на Западе больше ценят жизнь, чем "железо". О том, почему так происходит, а также чем полезно повышение коэффициентов ОСАГО, рассказывает вице-президент компании "Росгосстрах", который в августе посетил Барнаул.
Владимир Нечепа,
вице-президент компании "Росгосстрах":
Мы регулярно проводим замеры настроения людей о том, что они готовы страховать. Больше всего россияне хотят страховать свои автомобили — свыше 25%. То есть каско — это самый востребованный вид страхования. И всего 2% россиян готовы страховать свою жизнь.
У нас вообще страна уникальная по количеству парадоксов, в этом моменте нас даже сравнить не с кем. Мы существенно отстали даже от стран Восточной Европы — там жизнь страхуют более 60% граждан. А у нас готовы страховать "железяку", но не себя. Потому что все думают, что кирпич всегда пролетит мимо и авось ничего не случится. Здесь есть, конечно, и вина компаний. Пока они не будут более активно пропагандировать продукт и исполнять все обязательства перед людьми, взрывного роста не произойдет. К слову, у нас пока нет необходимых условий для развития страхования жизни. Речь о том, что нет понятных условий страхования, нет льгот, которые государство могло бы предоставлять участникам страхования жизни.
Тем не менее в Алтайском крае по нашему филиалу сборы по страхованию жизни выросли в два раза. Почему спроса нет, а мы растем? Ответ очень простой: мы увеличили активность по продвижению продуктов, идем напрямую к клиенту. Сейчас мы увеличиваем свою активность по внедрению наших продуктов во всех городах и районах края, особый акцент делаем на сельскую местность. Именно поэтому мы уверенно прирастаем на территории Алтайского края. Мы получили неплохие результаты по итогам полугодия — прирост собранных премий по филиалу составил около 6%.
Одним из самых динамично растущих продуктов стало каско. Филиал также активно развивает страхование имущества граждан, это наши основные программы. Но пока их потенциал не реализован в полной мере.
Также мы активно развиваем ОСАГО: за первое полугодие рост составил 5%. Но уже сейчас можно сказать, что по итогам второго полугодия темпы роста будут выше, потому что летом были утверждены новые коэффициенты. ОСАГО занимает очень большую долю в нашем портфеле и при этом приносит много проблем. Убыточность устойчиво растет, также увеличивается количество мошеннических действий. Эта беда касается не только Алтайского края, но и всей страны. В результате убыточность, которую мы имеем по ОСАГО, превысила 60%. Скоро будут увеличены расходы на организацию работы центров по урегулированию убытков. Мы сейчас делаем все необходимое для того, чтобы урегулировать страховые случаи в полном объеме. Это большая и важная задача. Для большинства же компаний автогражданка становится неинтересной и нерентабельной, поэтому многие страховщики закрывают свои офисы по этому направлению.
Мы этого не делаем, потому что иначе смотрим на развитие этого вида. Мы уверены, что региональные коэффициенты, которые были увеличены с 28 июля, существенно улучшат финансовые показатели компаний, которые еще остались на рынке ОСАГО. По Барнаулу увеличение составило 1,7, по селам и городам края — с 0,6 до 0,7. И это абсолютно оправданно: оно даст некоторую передышку, хотя всех проблем пока не решит. Это полумера, которая позволит временно стабилизировать рынок. Сейчас главная проблема сектора ОСАГО — массовый уход компаний с рынка и резкий рост числа невыплат по страховым случаям. Фактически рассчитываться за это приходится компаниям, которые остаются на рынке и продолжают работать. Чтобы исправить ситуацию, необходимо пересматривать базовые тарифы, которые с 2003 года не менялись. В целом сейчас не лучшее время для развития страхования, но мы обязаны пройти этот период и продолжать развиваться.