Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Заждались. Британский премьер впервые за пять лет встретился с Путиным

Заждались

Британский премьер впервые за пять лет встретился с Путиным

12 сентября в ходе визита в Москву премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон провел переговоры с президентом России Дмитрием Медведевым и главой правительства Владимиром Путиным. Это был первый визит британского премьера в Россию за последние пять лет, столько же главы правительства Великобритании не встречались с Путиным.

Отношения Москвы и Лондона, которые должен был поправить визит Дэвида Кэмерона, резко ухудшились после гибели в Великобритании в ноябре 2006 года бывшего сотрудника ФСБ России Александра Литвиненко. Лондон предоставил ему политическое убежище и, по некоторым данным, британское гражданство. Британские правоохранительные органы пришли к выводу, что Литвиненко был отравлен полонием-210, который ему подмешали в чай. Виновным в убийстве полиция посчитала бывшего сотрудника российских спецслужб Андрея Лугового и потребовала от России его экстрадиции.

После отказа Москвы выдать Лугового между Россией и Великобританией начался период отношений, который журналисты назвали дипломатической войной. Дело в том, что, по мнению британских спецслужб, за предполагаемым убийством стояли российские власти - Литвиненко активно критиковал лично Владимира Путина и всю систему управления, созданную в России. Апогея конфликт достиг в июле 2007 года, когда из Лондона были высланы четыре российских дипломата, Москва в ответ выслала четырех британских. Иметь дело с ФСБ Великобритания отказалась, что привело к сворачиванию сотрудничества в области борьбы с терроризмом.

С Путиным британские премьеры после дела Литвиненко не встречались (последний раз с ним виделся Тони Блэр в рамках саммита G8 в Санкт-Петербурге в июле 2006 года). Контакты на высшем уровне возобновились только после того, как президентом России стал Дмитрий Медведев, однако о деле Литвиненко Лондон не забыл.

И вот Великобритания решила "сломать лед". Хотя стремление к улучшению отношений, очевидно, было обоюдным, наиболее трудный шаг пришлось сделать Лондону. Ведь Кэмерон прилетел в Москву, хотя Россия не только не выдала Лугового, но и, как заявил Медведев уже в ходе визита, никогда этого не сделает (выдачу российских граждан запрещает 61-ая статья Конституции РФ). Более того, никакого особого прогресса в области защиты прав человека и обеспечения власти закона британцы в России также не замечают - а эти темы Лондоном поднимались. Именно поэтому в британской прессе к поездке Кэмерона в Москву отнеслись скептически.

Перед визитом четыре бывших министра иностранных дел Великобритании обратились к Кэмерону, попросив его занять на переговорах в Москве жесткую позицию - поднять темы убийства Литвиненко, гибели в тюрьме юриста британской компании Hermitage Capital Сергея Магнитского, дела "ЮКОСа". Однако совместная пресс-конференция, а также сведения, поступавшие о самих переговорах, никак не создавали впечатления того, что британский премьер действительно был непреклонен.

О чем именно говорил Кэмерон в Москве с российскими лидерами, неизвестно. С Медведевым предполагалось обсудить "все аспекты российско-британского взаимодействия", в том числе на международной арене. Состоявшаяся затем встреча с Путиным касалась в основном экономических вопросов. В ходе лекции в МГУ британский премьер говорил о выгодах, которые получат обе страны от сотрудничества.

Конечно, Кэмерон в ходе визита подчеркнул, что позиция Лондона по делу Литвиненко остается неизменной. Он заявил, что Великобритания не будет возобновлять сотрудничество с российскими спецслужбами (то есть с ФСБ, которую британцы, по всей видимости, и подозревают в причастности к убийству Литвиненко). Однако источник "Коммерсанта", близкий к переговорам, рассказал, что англичане готовы обсуждать возможность сотрудничества спецслужб через международные организации. Что касается дела Магнитского, то этот вопрос Великобритания пока вообще не склонна акцентировать. Глава МИД страны Уильям Хейг заявил газете, что вопрос о санкциях в отношении фигурантов списка Магнитского в повестке дня не стоит. Ранее ввести такие санкции правительство попросил депутат Палаты общин Денис Макшейн. Он действительно жалуется на то, что предпринимать меры британские власти не хотят.

Во время встречи британского премьера с представителями гражданского общества главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов, как сообщает "Интерфакс", вручил Кэмерону тюремную робу, из-за пропажи которой суд не удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева. Однако на жесткие заявления в адрес Кремля британского премьера не подвиг даже этот необычный подарок.

Бизнесу не помеха
Осложнение политических отношений России и Великобритании пока заметно не отразилось на экономических связях. Это отметил и Владимир Путин на встрече с Дэвидом Кэмероном. "В прошлом году Великобритания заняла первое место среди наших торгово-экономических партнеров по текущим инвестициям", - сообщил премьер, посетовав лишь на то, что британские инвестиции в реальный сектор экономики "пока являются скромными". Товарооборот, по словам российского премьера, в прошлом году вырос на 25 процентов, а за первое полугодие текущего года – еще на 50 процентов. Не стоит забывать и о том, что российские предприниматели входят в список самых богатых людей Великобритании.

О ситуации с BP, в московском офисе которой недавно проводили выемку документов, Кэмерон вроде бы на переговорах упоминал, но, судя по всему, как-то нерешительно. Помощник президента Сергей Приходько, слова которого приводит РИА Новости, заявил лишь, что британский премьер в ходе беседы с Медведевым, "поднял вопрос о заинтересованности компании BP в продолжении дальнейшей активной работы в России и в поддержке взаимодействия с российскими партнерами". Медведев и тут, как в случае с делом Литвиненко, по словам Приходько, отметил, что решение возникших проблем лежит исключительно в юридической плоскости и исполнительная власть "не может вмешиваться в этот процесс". При этом в самой компании произошедшее назвали способом давления на их бизнес в России.

Не договорились и по вопросу урегулирования ситуации в Сирии. На Западе преобладает мнение о необходимости принятия жесткой резолюции, в то время как Медведев заявил, что резолюция должна быть "сбалансированной" (Москва поддерживает с Дамаском хорошие отношения и не хочет их портить). Судя по всему, и тут особой жесткости Кэмерон не проявил.

Главным итогом переговоров Медведев назвал то, что был сделан "важный шаг, чтобы наши двусторонние отношения были на высоком уровне, на уровне конструктивном и плодотворном, чтобы они отражали современное состояние наших государств, наших обществ". И это неслучайно, ведь конкретных итогов у переговоров почти не было. Достигнутые соглашения кажутся скорее формальными. Были подписаны Декларация о партнерстве в сфере модернизации, заявление о сотрудничестве в области культуры, а также несколько меморандумов о взаимопонимании (в частности, между Росатомом и "Роллс-Ройсом"). Фонд "Сколково" подписал соглашения о сотрудничестве с научными центрами Великобритании. Этим итоги визита и ограничились.

Как справедливо отметил московский корреспондент BBC News Дэниел Санфорд, главное в произошедшем то, что британский и российский премьеры снова начали разговаривать друг с другом. Возможно, решение Лондона возобновить этот диалог объясняется вероятностью того, что Путин может вернуться в президентское кресло после выборов 2012 года.

В целом по поводу визита Кэмерона в прессе сложилось вполне однозначное мнение - наладить отношения он стремится для того, чтобы создать более благоприятные перспективы для британского бизнеса в России. Иного объяснения пока не просматривается.

Тимофей Забродов
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости