Закон о федеральной контрактной системе может быть внесен в Госдуму 1 ноября
Законопроект о федеральной контрактной системе может быть внесен правительством в Госдуму 1 ноября, заявил в среду глава думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. Он также полагает, что "с высокой степенью уверенности можно сказать, что принимать его (закон) будет следующий созыв Госдумы".
Напомним, выборы в Госдуму состоятся 4 декабря. Законопроект "О федеральной контрактной системе" 1 сентября был направлен на согласование в ведомства и вынесен на обсуждение общественности. Реформирование системы госзаказа, регламентируемой сейчас федеральным законом ФЗ-94, на основе ФКС может потребовать не менее трех лет, а основной процедурой при закупках должен стать открытый конкурс.
На госзакупки ежегодно тратится около 5 триллионов рублей. Президент РФ Дмитрий Медведев в ноябре прошлого года раскритиковал 94-й закон о госзакупках, в котором главную роль играет процедура - электронный аукцион, и поручил разработать его новую редакцию с учетом требований инновационного развития экономики.
После этого началось бурное обсуждение поправок в закон о госзакупках, предложенных ФАС, и концепции законопроекта о федеральной контрактной системе, которую отстаивает Минэкономразвития России. Новый документ регламентирует весь цикл госзакупок.
Отдельными статьями прописаны действия заказчиков и исполнителей на каждом этапе - в процессе прогнозирования государственных и муниципальных нужд, при планировании закупок, размещении заказов, контроле за исполнением контрактов, сообщает РИА Новости. Основным противником законопроекта о ФКС на стадии обсуждения его концепции выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
В частности, разногласия касаются вопроса сохранения ФЗ-94. Министерство предлагает по частям вводить в действие ФКС с отменой закона о госзакупках.
По мнению экспертов антимонопольного ведомства, это приведет к слому системы, которая сейчас позволяет государству экономить при заказе порядка 200 миллиардов рублей в год. Кроме того, Минэкономразвития предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры.
В ФАС полагают, что такой шаг приведет к росту коррупции в этой сфере. Основной процедурой при госзакупках, по мнению МЭР, должен стать открытый конкурс. Сейчас, по оценке ФАС, порядка 50% госзаказа проходит через электронные аукционы. Это, в первую очередь, строительство, закупка горючего, медтехники, лекарств и канцтоваров. В МЭР полагают, что антикоррупционный потенциал электронного аукциона исчерпан. Концентрация только на цене контракта влияет на качество его исполнения. К тому же аукцион не может использоваться при закупках НИОКР и сложной техники.
В то же время для борьбы с демпингом аукционы по госзакупкам следует отменять, если цена на них опускается ниже стартовой на 25%. Кроме того, законопроект устанавливает право одностороннего изменения и расторжения контракта в ограниченных случаях как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.