Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Алтай хочет создать условия для креативных людей

Алтай хочет создать условия для креативных людей

Собственно, никто и не сомневался, что двигатель любого развития  – люди (хотя и тормоз, увы, тоже). Однако ориентирами всевозможных программ у нас куда чаще становились рубли и объемы работ, чем человеческий капитал.

Эту черту российского мышления попытались преодолеть разработчики обновленной версии стратегии развития края до 2025 года – специалисты Совета по изучению производительных сил (Москва). Ранее разработанную стратегию они предложили усилить, сделав акцент на развитии всего того, что как раз опирается на работу мыслительного аппарата.

Нужно создать стимулы для людей быть предприимчивыми, креативными, инновационными. Фото: songplay.ru.

Среди новых идей москвичей – изменение системы управления регионом и привлечение алтайской диаспоры – "новых аргонавтов", как их называют географы.

Теряем качество

С 1990 года население края уменьшилось на 150 тыс. человек, говорит Александр Пилясов, директор центра экономики Арктики Совета по изучению производительных сил (СОПС), презентовавший новую версию стратегии на экономическом совете края. Такова разница между числом уехавших и приехавших плюс естественная убыль.

Нет, Алтай по-прежнему притягивает тысячи людей. По данным Росстата, в 2000–2010 годах к нам приехали "на житье" 192 тыс. человек. Вот только число эмигрантов заметно больше: 248 тысяч человек за это время покинули край, уехав в другие регионы и страны.

– В международном обмене из края выбывают кадры с высшим образованием, приезжают преимущественно из стран СНГ со средним специальным и общим образованием, – поясняет г-н Пилясов.

Не удивительно, что число занятых исследованиями и разработками на Алтае уменьшилась с 31 в 2000-м до 19 в 2009-м (на 10 тыс. занятых в экономике). Доля таких исследователей-разработчиков в структуре занятых у нас в три раза меньше, чем в среднем по Сибирскому округу. Грустные цифры.

Задача-вызов

И вот с такой "шагреневой кожей" человеческого капитала да еще сложившейся десятилетия назад структурой экономики ("в регионе преобладают виды деятельности с относительно низкой производительностью труда и низкой зарплатой") Алтаю нужно сделать экономический рывок.

В противном случае отставание неизбежно: сегодня, к примеру, частные инвестиции в основной капитал на душу населения составляет лишь 34% от среднероссийского, подушевые доходы – 65,4%.

Разработчики изучили три возможных сценария развития – от консервативного (движение по инерции) до инновационного. Рост будет продолжаться в любом случае. Но только последний сценарий позволит увеличить позиции региона в российской экономке (хотя среднероссийских показателей мы к 2025 году все же не достигнем. См. таблицу).

– Смелые замыслы, которые очерчены в стратегии, предполагают очень агрессивную инвестиционную политику, – говорит Александр Пилясов. – Существенное увеличение инвестиций – задача-вызов.

Умное общение

Идея роста инвестиций, вообще-то, настолько старая, что уже и писать о ней скучно. Разработчики, однако, предлагают взглянуть на нее по-новому.

– Инновационное развитие края должно базироваться на новых принципах территориальной организации производительных сил, – продолжает эксперт. – Новые зоны опережающего развития, новые полюса роста, которые мы обозначили, – их четыре – прямо работают на инновационное развитие. Почему? Барнаульская агломерация создает среду, в которой умный общается с умным и оба становятся умнее. Концентрация квалифицированных кадров в агломерации дает эффект возрастающей отдачи.

У каждого из новых полюсов своя специализация – "лица не общее выражение". Скажем, Северо-Восточная зона: здесь приоритет развития будут иметь сервисные отрасли, финансовая сфера, транспортно-логистиче­ский комплекс, машиностроение и "пищевка".

– Всем, конечно, хочется, чтобы в каждом районе была точка роста, но ресурсы объективно ограничены, – поясняет г-н Пилясов.

Штучная работа

Некоторые из идей разработчиков, сказать по правде, выглядят как мечта: нужно создать стимулы для людей быть предприимчивыми, креативными, инновационными, говорят они, условия, в которых творческие люди могли бы найти себя и создавать фирмы интеллектуальных услуг.

И нужно, наконец, переломить тенденцию оттока квалифицированных кадров, и даже более того: использовать ее для привлечения в край выходцев из Алтая – "новых аргонавтов". Александр Пилясов в разговоре привел пример Индии – из страны третьего мира она превратилась в государство уникальных инвестиционных возможностей. В том числе при участии своих "аргонавтов" – выходцев из Индии, которые сегодня свободно перемещаются между странами и приносят с собой идеи и взаимоотношения.

– Но нужна штучная работа с каждым представителем диаспоры, – пояснил он.

Критически важным москвичи считают и изменение системы управления регионом.

– Вязкость управленческих импульсов, разница во времени между сигналом от края и исполнением его на муниципальном уровне так велики, что вопрос о реформе управления, отказе от отраслевого принципа является приоритетнейшим, – заявил г-н Пилясов.

На доработку обновленной стратегии с учетом замечаний членов экономического совета специалистам дали месяц.

Виктор Толоконский,
полпред президента в СФО:

Без изменения системы управления не только в Алтайском крае, но и в других регионах трудно решать задачи ускоренного инновационного развития. Но сам собой инвестиционный процесс наращиваться не может. Нужна помощь федерального правительства. И я бы не исключал, что для Алтайского края необходим и особый налоговый режим, и не только в особых зонах, а для всей "приростной" экономики.

Справка

Ключевые моменты обновленной стратегии – повышение инновационности, развитие малого бизнеса и образования, улучшение делового климата. Большое место в стратегии уделено и формированию бренда региона. "К бренду территории крайне чувствительна продукция пищевой и отчасти фармацевтической промышленности, туриндустрия", – полагают москвичи. Разработчики предлагают задействовать шукшинский образ "человека с крестьянскими корнями и любовью к земле". И продвигать с его помощью продовольствие и другие местные товары.

Целевые показатели конкурентоспособности экономики Алтая до 2025 года (в процентах к среднероссийским)

 

2010 год

2025 год

Производство ВРП на одного занятого в экономике

52,8

75,0

Денежные доходы (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения

65,4

86,0

Оборот малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения

68,1

78,0

Объем частных (внебюджетных) инвестиций в основной капитал на душу населения

4,6

48,0

Экспорт на душу населения

7,7

11,4

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости