С 1 октября федеральные органы перейдут на электронное предоставление услуг
26 сентября Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин провел совещание по вопросу предоставления государственных услуг населению. Как отметил Премьер, с 1 октября этого года все федеральные органы исполнительной власти должны будут перейти на электронное межведомственное взаимодействие.
По его словам, «это очень важный этап в реализации нашего системного проекта по совершенствованию эффективного, современного государственного механизма управления».
О готовности федеральных органов к переходу на электронное предоставление услуг доложила Министр экономического развития Эльвира Набиуллина:
- После того как был принят закон в 2010 году, летом началась работа практически всех министерств и ведомств по подготовке этого межведомственного взаимодействия. Она действительно затронула практически все наши министерства и ведомства. Сейчас у нас из 900 услуг 337 требуют межведомственного взаимодействия. 337 услуг – и по каждой из этих услуг нужно получить какие-то справки в других органах. В среднем для юридических лиц это пять-шесть справок, иногда достигает и большего количества – до 10 и более справок. В результате работы – а работа шла по каждой услуге – по 337 услугам были составлены технологические карты, вся технология обмена информацией. В результате на межведомственное взаимодействие переводится 988 документов и, что очень важно, выяснилось, что у нас 311 документов вообще избыточны. То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте.
Что это может означать, я думаю, коллеги расскажут, но могу привести пример Росреестра. Это одно из ведомств, которое активно участвует в межведомственном взаимодействии. В Росреестр поступает ежегодно около 26 млн обращений на регистрацию, 68 млн обращений или запросов на информацию, и по значительной части этих обращений нужны справки из других ведомств, прежде всего из Федеральной налоговой службы, из единого реестра юридических лиц. Если взять даже среднюю цифру таких обращений – 10 млн и очень консервативную оценку того, сколько может стоить каждое обращение с временными затратами на транспорт, на бумаги… Даже если взять 100 рублей на каждое обращение (это минимально), то получается, что мы экономим для граждан и бизнеса где-то 1 млрд рублей. Это только по одному типу обращений.
Сам Росреестр даёт справки в 33 ведомства: справки даёт гражданам и юридическим лицам, а они несут в 33 ведомства справки Росреестра (по 88 услугам). 35–40 млн обращений только по этой службе! Это тоже переводится на межведомственное взаимодействие. Это, конечно, очень важно. И для того чтобы система полностью заработала, важно, как Вы сказали, подключить регионы, муниципалитеты. Сейчас есть пилотные проекты, они проходят в трёх регионах – Башкортостане, Волгограде и Самаре. Другие регионы подключаются. Недавно Игорь Олегович (И.О.Щёголев) проводил во Владикавказе Совет по региональной информационной политике, и там наше Министерство экономического развития представило методологию, как регионы могут организовать эту работу. И мы надеемся, что к 1 июля 2012 года эта система будет полностью взаимодействовать. В первые недели, особенно первые 10 дней, во всех ведомствах будут открыты горячие линии, для того чтобы получать данные от граждан, от бизнеса, настраивать систему.
Нам уже пришлось – я имею в виду ведомствам – проделать большую работу по настройке информационных систем, потому что в разных ведомствах свои информационные системы, они должны были взаимодействовать друг с другом. Пришлось поменять 70 законов, для того чтобы эта система заработала. Это, конечно, очень важный шаг, и мы надеемся, что он реально воплотится и граждане и бизнес почувствуют эффект снятия бюрократических барьеров для своей деятельности, просто для жизни.
На совещании было отмечено, что в течение года система работала в тестовом режиме и продемонстрировала хорошие результаты - при помощи разных электронных каналов и дистанционной подачи документов было выдано 600 тыс. загранпаспортов, подано заявлений на переоформление 100 тыс. общегражданских, 800 тыс. человек заплатили штрафы ГИБДД тоже дистанционным способом.