Красноярские заправщики почуяли запах монополии
Победа над топливной дискриминацией стала базовым направлением предвыборной кампании «Единой России» в Красноярском крае. Все решения уже объявлены и должны начать воплощаться немедленно, а точнее — с этой недели.
Лидер краевого списка партии власти на выборах в Госдуму Сергей Шойгу заявил, что высокие цены на бензин перестанут опустошать кошельки красноярских автомобилистов после захода в Красноярск сетей АЗС компании «Роснефть».
Мнения о перспективах госмонополиста у игроков розничного рынка разделились.
Одни говорят, что Роснефть построит собственные заправки и будет держать относительно низкие цены только до выборов, другие уверены, что компания вряд ли найдёт свободные места в городе и будет скупать существующие сети, заставив тем самым конкурентов покинуть занятую нишу.
Стоимость бензина так или иначе не даёт покоя красноярцам с декабря 2010 г. Тогда произошёл резкий скачок ценников на АЗС, что вынудило правительство края направить письмо в управление ФАС с просьбой проверить обоснованность действий заправщиков (см. подр. «УФАС разберется с ценами на бензин в Красноярском крае»).
После этого антимонопольщики возбудили два дела в отношении ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» и ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке оптовой реализации бензина и дизельного топлива. В итоге по одному делу уже вынесено решение.
23 сентября 2011 г. комиссия Красноярского УФАС России признала ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» нарушившим требования ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Теперь в ведомстве будут решать вопрос о тяжести наказания для нарушителей по ст. 14.31 КоАП РФ. На компанию могут наложить оборотный штраф. ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» является структурным подразделением НК «Роснефть» для реализации топлива в Красноярском крае.
Ситуация любопытна тем, что спустя два дня, в ходе VI Всероссийского медиафорума, состоявшегося в рамках съезда «Единой России», глава МЧС и лидер списка партии «Единая Россия» на выборах в Госдуму РФ Сергей Шойгу назвал как раз расширение в крае сети заправок Роснефти мерой по снижению цен на бензин. Причём подешеветь автомобильное топливо должно уже на этой неделе.
«Мы уже переговорили с компанией «Роснефть». Несправедливо, что топливо производится на территории Красноярского края, а стоит дороже, чем в соседних регионах», — сказал Шойгу.
Министр заявил, что в целях снижения ценников на АЗС в крае начнёт развиваться новая сеть заправочных станций Роснефти. По его словам, с компанией, которая, к слову, на 75% принадлежит государственному ОАО «Роснефтегаз», были проведены «длительные переговоры». Роснефть заявляла, что нет сети по реализации.
Договорились о том, что сейчас на территории края и в самом Красноярске начинают выделяться места под заправки Роснефти. «Со следующей недели они снизят цену, она будет такой же, как у соседей, но, надеюсь, и ниже», — сообщил Шойгу.
Последний раз в Красноярске бензин дорожал в начале августа этого года. Тогда самая ходовая марка топлива — АИ-92 — повысилась в цене на 1,5 руб. (см. «В Красноярске стоимость АИ-92 взлетела до 27 рублей»). Заправщики оправдывают свои действия повышением оптовых цен на топливо.
Игроки рынка, владеющие от двух до пяти АЗС в городе, сетуют на то, что с января этого года купить бензин у крупных поставщиков – компаний «Роснефть» и «Газпромнефть» — стало невозможно. В сети АЗС «Кедр», к примеру, говорят, что предпринимателям приходится покупать топливо у посредников.
«Кто-то на этом зарабатывает деньги, а всё в итоге складывается на потребителей, — пояснил ДЕЛА.ru заместитель директора по сети Виталий Байкалов. — Начиная с января того же бензина АИ-92 практически нет в свободной продаже. Сетевым компаниям его немного отпускают, но я думаю, это их объёмы полностью не закрывает. Поэтому приходится брать там, где придётся».
В марте красноярские заправщики обратились в УФАС с просьбой провести проверку в отношении ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» и ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» по признакам ценовой дискриминации. См. подробнее «В Красноярске на рынке АЗС могут остаться только две сети».
У посредников ряд мелких заправщиков покупают литр АИ-92 в среднем за 23,4 руб., а с наценкой в 15% он стоит те самые 26,9 руб. Бизнесмены говорят, что у крупных поставщиков, естественно, оптовая цена ниже, но у них в свободной продаже топливо бывает редко. Некоторые заправщики уже освоили новые направления поставок топлива из Омска, Томска и Новосибирска. На таких АЗС цена на бензин АИ-92 обычно ниже — 25,5 руб. Такую же стоимость топлива держат заправщики, которые предпочли потерять часть прибыли и продавать бензин с наценкой в 8-10%.
«Ачинский НПЗ, конечно же, способен обеспечить тем количеством топлива, которое нужно для Красноярского края, — признался ДЕЛА.ru один из игроков розничного рынка ГСМ. — Но они начали хитрить и думают больше о том, куда бы подороже продать топливо и получить максимальную прибыль. Для этого придумали разные схемы, которые затем начали успешно работать. Именно после этого возник недостаток ачинского топлива, даже у Газпромнефти ситуация с дефицитом топлива немного лучше».
Несколько лет назад «Роснефть» вела переговоры о приобретении собственности края — сети «Красноярскнефтепродукт». Сейчас на рынке муссируются слухи о продаже другой красноярской крупной сети АЗС.
Сейчас все заправки Роснефти находятся либо на окраинах, либо за пределами Красноярска — две около Дивногорска, по одной в районе Солонцов и Дрокино, ещё одна — в Ачинске. Еще несколько заправок на федеральных трассах находятся в стадии строительства.
Источник ДЕЛА.ru на топливном рынке сообщил, что представители Роснефти уже подали несколько заявлений в красноярскую городскую администрацию на размещение АЗС.
По мнению эксперта, скупать существующие заправки компания не будет, так как большинство их владельцев не захотят продавать бизнес. При этом АЗС Роснефти вряд ли захотят продавать бензин по цене, которая ниже среднерыночной по городу, считают специалисты.
«Не исключено, что такие действия будут предприняты только на период выборов, потому что держать низкие цены продолжительное время им невыгодно, да и людям порой нет разницы: платить, предположим, на 50 копеек за литр меньше или больше», — рассказал источник.
В компании «Роснефть-Красноярскнефтепродукт» пока не предоставили оперативный комментарий по поводу планов расширения сети АЗС в Красноярске.
Впрочем, некоторые заправщики придерживаются мнения, что приход компании спровоцирует перераспределение рынка ГСМ в Красноярске. У бизнесменов появится сильный конкурент, который связан с главным поставщиком топлива в крае — Ачинским НПЗ. Этот инструмент влияния может стать ключевым при экспансии Роснефти на розничный рынок.
«Свободных мест под заправки в городе почти нет, поэтому здесь, скорее всего, не обойдётся без приобретения существующих АЗС», — пояснили ДЕЛА.ru в красноярской компании «Позитив» (владеет 13 АЗС по краю). Там отмечают, что приход Роснефти существенно монополизирует рынок АЗС в Красноярске, заставив некоторых игроков, в первую очередь мелких (1-3 заправки), уйти из этой сферы.