Нужна система для подготовки квалифицированных рабочих кадров
О том, что вопрос кадровой политики – важный самый – свидетельствует то, что ему было посвящено отдельное пленарное заседание на прошедшем IV Петербургском международном инновационном форуме.
Государству с мощно развивающейся инновационной экономикой необходимы соответствующие кадры. Но, как неоднократно говорилось на заседание, на сегодняшний день в России лишь небольшое число выпускников может соответствовать требованиям современных работодателей.
Такое понятие, как «междисциплинарность» стало ключевым на заседании. Воспитание специалистов с максимально широким и глубоким базисным образованием и только затем надстройка в виде специализированных знаний в конкретной отрасли.
Сейчас стране требуются высококвалифицированные специалисты способные мыслить проектно, принимать решения, воспринимать и выдавать инновационные идеи. Кроме этого, спикер Марина Починок (директор по управлению персоналом Игр АНО Оргкомитет «Сочи-2014») отметила такое требование к современным кадрам, как способность отказаться от старых знаний и стереотипов. Это необходимо для того, чтобы создать новую теоретическую и практическую базу.
Вопрос «междисциплинарности» также рассматривается и в рамках межличностных отношений. Умение работать в команде, подчас интернациональной, делиться и перенимать опыт коллег, одни из основных качеств необходимых современному специалисту.
Олег Нарайкин (заместитель директора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», член-корреспондент Российской Академии наук), один из спикеров заседания, увидел в отсутствии компетентных кадров угрозу развитию страны в целом: «Если мы допустим падение в кадровом вопросе, то мы сильно рискуем». Его поддержал Роман Троценко (президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация») очень четко определивший задачу, стоящую перед сегодняшней системой образования и правительством: «Задача в воспитании людей, которые смогут применить инновационные технологии». Инновационным креативным технологиям требуются инновационные и креативные люди.
На круглом столе: «Воспроизводство рабочих кадров: рационализаторские предложения», который организовали в рамках Форума Ассоциация предприятий мебельной промышленности Северо-запада и Союз предприятий легкой промышленности обсуждали подготовку профессиональных кадров для мебельной и легкой промышленности.
Участники мероприятия были едины в том, что современное производство требует регулярного обновления рабочих кадров. Но потребности развития промышленности в кадровом обеспечении не совпадают с предпочтениями молодежи, не поддерживаются общественным мнением (престиж и значимость рабочих профессий находиться на очень низком уровне), не обеспечиваются существующей системой профессиональной ориентации, обучения и повышения квалификации.
Елена Церетели – председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, открывая круглый стол, отметила основные проблемы, мешающие подготовке квалифицированных рабочих кадров, такие как отсутствие серьезных стимулов для обучения молодежи в профессионально-технических училищах, и проблему профориентации, и многое другое.
«Все прекрасно помнят, что в советское время этим вопросам уделялось большое внимание, - напомнила Елена Церетели. - Учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, проездом, получали повышенные стипендии. Наверное, эти формы стимулирования существуют и сегодня, но, по-видимому, их недостаточно. Нужно создавать систему поддержки, для того чтобы у молодежи появилось желание приходить в училища».
Разговор продолжила Наталья Путиловская - первый заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Она рассказала о том, как в настоящее время развивается система профессионального образования, подчеркнув, что, начиная с 2008 года, Правительством Санкт-Петербурга принята Программа развития начального профессионального, и отдельно - среднего профессионального образования. В 2011 году Программа заканчивается и будет принята следующая, на период 2012-2015 гг. Все это свидетельствует о том, что система начального и среднего профессионального образования находится в активной фазе.
«В рамках данной Программы в 2009 году выделено 250 млн, в 2010 году – уже 300 млн, а в 2011 году – 500 млн. рублей. – отметила Наталья Путиловская. - Кроме того, мы приняли участие в приоритетном национальном проекте «Образование». 12 учреждений профессионального образования стали победителями данного проекта. И в результате каждое учебное заведение получило по 40 млн рублей».
Участники круглого стола (спикеры и эксперты), работающие в промышленности и сфере профессионального образования, обменялись мнениями относительно образовательных стандартов, современных технологий профессионального обучения, принципиально новых организационных форм воспроизводства рабочих кадров.