Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кредитным жуликам перекроют кислород

Кредитным жуликам перекроют кислород

С этой недели кредитным мошенникам стало сложнее обманывать банки. А ряд российских финансовых учреждений получили возможность снизить риски при выдаче кредитов физическим лицам. В понедельник, 3 октября, начал работу пилотный проект Сбербанка «Национальный хантер», который позволит банкам объединить усилия в борьбе с нечестными заемщиками.

ДЕЛА.ru уже сообщали об открытии банками «сезона охоты» (см. подр. «Сбербанк начинает охоту на мошен­ников»). Теперь о проекте стало известно более подробно.

«Не секрет, что мошенники приходят за кредитом в банк и пытаются взять деньги в долг по поддельным документам, предоставляя о себе фальшивые данные, — рассказала красноярским журналистам на брифинге Ирина Кремлева, заместитель директора департамента рисков Сбербанка России. — Из-за того, что до недавнего времени банки не обменивались друг с другом сведениями о заявителях, мошенникам порой удавалось получить сразу несколько кредитов в разных банках».

Система «Национальный хантер» позволяет выявить подлог еще до того, как банк примет положительное решение о выдаче кредита. Она основана на объединенной базе, в которой в зашифрованном виде хранятся все данные о поданных заявках. Если в ходе проверки заявки вдруг обнаруживается совпадение данных у разных заемщиков, ее берут на контроль.

«Далее вступают в силу кредитные правила самого банка, — говорит Ирина Кремлева. — Он может либо сразу отказать в предоставлении кредита по подозрительной заявке, либо предпринять более детальное расследование».

В пилотной «охоте» Сбербанка, кроме него самого, принимают участие «Промсвязьбанк», банк «Траст», «Тинькофф» и Юникредитбанк. Заместитель директора департамента рисков Сбербанка отмечает как плюс тот факт, что банки-участники специализируются в несколько разных областях кредитования — одни выдают экспресс-кредиты, другие финансируют заемщиков на долгий срок: «Сегмент клиентов у нас разный, но мошенники — одни и те же».

На вопрос ДЕЛА.ru, какова вероятность ошибки — не попадет ли законопослушный человек в списки потенциальных мошенников? — Ирина Кремлева ответила, что уже на этапе тестирования будет применяться тщательная проверка каждого подозрительного случая, и автоматических отказов в кредите не будет.

Аналогичные системы проверки клиентов «на честность» давно и эффективно работают на Западе. Собственно, само программное обеспечение «Национального хантера» разработано в зарубежной компании «Экспириен». «Национальный охотник» начал работу одновременно во всех региональных отделениях Сбербанка. «На пилотной стадии будут разработаны кредитные правила, по которым проверяется каждая заявка, — говорит Ирина Кремлева. — Таких правил на данном этапе около 50».

По словам Кремлевой, у каждого банка есть понятие «уровень дефолта» — уровень невозврата кредитов. Примерно половина его приходится на социальный дефолт — человек брал деньги в долг и собирался погасить его, но не смог по каким-то объективным причинам. Другая половина — ущерб, который наносят банкам мошенники.

«В суровые времена — а сейчас много говорят о второй волне кризиса — уровень дефолта возрастает», — отмечает эксперт. Поэтому внедрение «Национального хантера» в практику работы будет иметь большое значение для банков. Многие из них уже выразили готовность присоединиться к «Хантеру», который начнет действовать в полную силу до конца этого года. Цены на участие будут зависеть от количества обращений кредитного учреждения к объединенной базе проекта. «В идеале хотелось бы видеть все банки страны его участниками — для этого «Национальный хантер и задумывался», — говорит Ирина Кремлева.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости