Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Реформа государственного заказа неизбежна

Реформа государственного заказа неизбежна

Существующую в России систему государственного заказа не критиковал только ленивый. Она не устраивает никого: ни покупателей, ни продавцов. Но, несмотря на это, система государственного заказа, правила которой были установлены Федеральным законом № 94 от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд», не сдает свои позиции и крепко держит оборону. Вернее, держала до последнего времени.

В ноябре прошлого года президент Дмитрий Медведев, в послании к Федеральному собранию, в очередной раз раскритиковал действовавший закон о госзаказе. В своем выступлении он отметил:

– По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты, и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей. Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках – более продуманной и более современной.

Полагаю также, что обо всех планируемых открытых закупках должно быть известно заранее. На специальном Интернет-портале нужно предварительно публиковать информацию о таких планах с возможностью обратной связи с компаниями относительно их заинтересованности в торгах, а также мнения экспертов об адекватности этих планов современным требованиям и рыночным ценовым условиям.

На ближайшие три года нужно определить прогнозные планы закупки новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции со стороны государства и крупных госкомпаний, а в дальнейшем, по мере возможности, расширить горизонт прогнозирования на 5–7 лет. В этом случае и инвесторы, и исследователи будут точно знать, что результаты их труда востребованы.

Призыв Президента был услышан, и 15 апреля 2011 года, приказом по Министерству экономического развития Российской Федерации, создается Департамент развития федеральной контрактной системы. Перед новым департаментом поставлены задачи комплексного совершенствования законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также формирования правовых основ федеральной контрактной системы в целях улучшения качества обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения «прозрачности» закупочных решений, снижения коррупционных рисков.

Если же говорить коротко, Департамент развития федеральной контрактной системы должен был подготовить новый закон о государственных закупках.

Министр экономического развития Эльвира Набиуллина 1 сентября 2011 года представила проект закона «О федеральной контрактной системе» и объявила об открытии Интернет-обсуждения текста на сайте Минэкономразвития России.

Законопроект «О федеральной контрактной системе» должен заменить действующий закон о госзакупках. Федеральная контрактная система предполагает регулирование всего цикла закупок от этапа планирования до аудита результатов исполнения контрактов. Законом вводится персональная ответственность заказчиков за результат, институт общественного контроля закупок, публикация заказчиком на официальном сайте планов закупок, информации о конкурсах и отчетах о выполнении контракта, а также ряд других новаций, направленных на повышение прозрачности и эффективности госзакупок.

Две недели спустя, 15 сентября 2011 года, альтернативный вариант законопроекта о госзакупках представила Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа» также размещен в Интернете для публичного обсуждения.

Таким образом, на данный момент существуют два законопроекта, направленных на совершенствование системы госзаказа в России. Какой из них, в конечном счете, заменит Федеральный закон № 94, покажет время, но уже сегодня ясно одно – грядут большие перемены и кардинальная реформа госзаказа.

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд»: плюсы и минусы

Федеральный закон № 94, вступивший в силу в январе 2006 года, установил единый порядок размещения заказов на всей территории Российской Федерации. Действие закона распространяется на всех участников рынка, включая субъекты малого предпринимательства.

Данный закон устанавливает способы размещения государственного заказа и порядок проведения процедур. Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые, соответственно, производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.

Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов, соответственно, на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, установлен распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 236-р. В случае если товары, работы, услуги включены в указанный перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

По мнению Михаила Евраева, начальника управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа, закон 94-ФЗ стал прорывным для нашей страны и принес много положительного в экономику:

– Благодаря закону сведения о закупках начали размещаться в электронной форме и появился общероссийский портал. С 1 января 2011 года вся информация о госзаказе размещается в режиме «одного окна», и нет необходимости просматривать многочисленные региональные сайты.

Второе: у нас появились электронные аукционы на ограниченном количестве площадок. Это означает, что все предприниматели страны встречаются всего на пяти площадках. А, следовательно, мы получаем высокую ликвидность торгов и минимизацию рисков для электронного мошенничества. Электронные аукционы доказали свою эффективность как лекарство от сговора и инструмент достижения конкурентной среды при заранее заданном качестве.

Сейчас на площадках аккредитованы и работают уже более 100 000 предпринимателей, и их количество каждый день увеличивается. Через год мы ожидаем увидеть 200 000-250 000 компаний, принимающих участие в электронных аукционах. Фактически в сфере госзаказа создано единое экономическое пространство.

Кроме того, это огромный технологический прорыв, поскольку работа с Интернетом и использование ЭЦП (электронной цифровой подписи) пришли практически в каждый поселок. Если два года назад словосочетание «электронная цифровая подпись» вызывало у людей непонимание, то сегодня это уже стало для всех обычным делом. В том числе, поэтому мы даже один из наших слайдов концепции по дальнейшему совершенствованию системы госзаказа назвали «94-ФЗ как проект по модернизации экономики страны».

Но, говоря о плюсах, нельзя не сказать и о том, что статьей 15 федерального закона определены особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.

Перечень товаров, работ, услуг установлен Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 года № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов). В перечне содержатся 95 позиций.

Начальная (максимальная) цена государственного контракта по торгам, проводимым для субъектов малого предпринимательства, не может превышать 15 млн руб.

В Санкт-Петербурге в соответствии с данным перечнем проводятся специальные торги для субъектов малого предпринимательства.

Торги для субъектов малого предпринимательства можно найти на официальном сайте. В названии торгов в конкурсной документации или документации об аукционе есть слова о том, что это торги для субъектов малого предпринимательства. На официальном сайте государственного заказа обязательно указывается, что проводится открытый конкурс или открытый аукцион именно для субъектов малого предпринимательства.

Особенность данных торгов заключается в том, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 15 млн руб.

В то же время, к очевидным минусам федерального закона предприниматели относят критерии, которыми руководствуется конкурсная комиссия для определения лучших условий контракта при проведении конкурса. Эти условия содержатся в статье 28 федерального закона.

Конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки по цене контракта (цене единицы товара, услуги, в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; цене запасных частей к технике, к оборудованию и цене единицы работы, услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию; цене единицы услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть:

1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Получается, что победитель на аукционах определяется по цене, а критерий качества при оценке не учитывается.

Проект закона «О федеральной контрактной системе»

Многочисленные нападки на Федеральный закон № 94 возымели результат – в недрах Минэкономразвития был разработан новый, куда более всеобъемлющий закон «О федеральной контрактной системе». Как уже упоминалось, для работы над ним в Министерстве был даже создан специальный Департамент развития федеральной контрактной системы, главой которого стала Ольга Анчишкина.

Общая идея ФКС диаметрально противоположна идее, заложенной в свое время в 94-ФЗ, который был специально разработан для унификации процедур закупок чего угодно. Чиновники хотели, чтобы процесс приобретения госучреждением туалетной бумаги и синхрофазотрона проходил по одним и тем же правилам, что облегчало бы контроль за закупками и позволяло предотвращать коррупцию.

На деле оказалось, что предписываемые законом жесткие рамки, напротив, способствуют появлению «левых» схем, хотя 94-ФЗ действительно впервые создал единую нормативно-правовую базу госзакупок. Кроме того, новый закон призван давать больший простор для влияния на процедуру конкурса и предотвращения победы «левых» заявок, хотя чиновники и не объясняют пока, каковы будут механизмы этого влияния.

В ФКС будет предусмотрено и и уменьшение веса критерия цены в конкурсных заявках. Введение ФКС не отменит 94 ФЗ – последний будет интегрирован в ФКС в той части, которая определяет процедуры размещения заказа.

Министр экономического развития Эльвира Набиуллина 1 сентября 2011 года представила проект закона «О федеральной контрактной системе» и объявила об открытии Интернет-обсуждения текста на сайте Минэкономразвития России.

В интервью корреспонденту «РБК daily» Ольга Анчишкина рассказала о том, в чем состоят принципиальные разногласия в позициях антимонопольной службы и Минэкономразвития, а также о том, зачем Министерству понадобилось создавать свою версию закона:

– Поручение президента дословно звучит так: «Разработайте и внесите пакет законопроектов, направленных на комплексное совершенствование законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формирование федеральной контрактной системы». Головной исполнитель по этому поручению – Минэкономразвития. И, исполняя данное поручение, мы подготовили законопроект «О федеральной контрактной системе».

ФАС в этом поручении значится соисполнителем. Это, в административной логике, означает, что мы разрабатываем, а соисполнители дают оценки тому, что мы подготовили, и вносят предложения. Мы действовали в рамках этих административных правил. Так, 1 сентября мы направили законопроект о ФКС в Федеральную антимонопольную службу; теперь ждем их отзыв на него.

А принципиальные разногласия заключаются в развилке «конкурс или аукцион». Мы считаем, что основной способ размещения заказа – это открытый конкурс. ФАС же делает ставку на аукцион.

Конкурс предполагает, что заказчик приглашает к торгам всех желающих без ограничений. При этом участники конкурса конкурируют как по цене, так и по всем другим существенным условиям контракта. Заказчик устанавливает точные критерии оценки всех предложений – цена, срок поставки, срок гарантии, энергоэффективность, качество, потребительские и функциональные характеристики – и математически, по формуле, определяет победителя. Аукцион предполагает, что выбор идет только по наименьшей цене.

Загвоздка кроется в том, чтобы подготовить грамотное и достаточное техзадание. По мнению антимонопольного ведомства, техзадание может и должно быть разработано идеально – от заглавной буквы до последней точки. Причем разработать совершенное техническое задание может любой заказчик для любой закупки. То есть даже директор сельской школы может составить техзадание на работы по ремонту здания этой самой школы на уровне профессионального прораба.

А после объявления аукциона с идеальным техническим заданием придут поставщики, которые предлагают абсолютно одинаковые товары, работы или услуги, но у кого-то из них цена будет ниже. Это идеальный мир ФАС, где все решения однозначны. На наш взгляд, соревнования лишь по цене не совпадают с реальной жизнью.

Если ФАС считает, что все поставщики выдают одно и то же, но за разные деньги, то мы считаем, что поставщики могут дать разные предложения. В современном мире существует множество решений, и зависят они от конкретной ситуации. У одного поставщика будет цена пониже, но гарантия покороче; у другого потребительские качества выше, но энергоэффективность страдает. И в реальном мире заказчик, как и любой покупатель, должен выбирать, взвешивая значение разных критериев. А отсюда вытекает совершенно разное понимание фигуры заказчика.

Наш заказчик несет груз персональной ответственности за результат. В идеологии 94-ФЗ заказчик – робот, действует строго по алгоритму, совершенно не интересуясь тем, к чему в итоге его действия приведут.

– Мы считаем, что способов размещения заказов должно быть больше, поскольку перечень товаров, работ и услуг тоже весьма велик: более 10 000 позиций. И закупать их, естественно, надо в зависимости от их специфики, а также специфики рынков, на которых они производятся.

Как я и говорила, основная процедура – открытый конкурс, когда для выбора победителя вводятся несколько критериев. Он подходит для большинства продуктов и рынков. Когда для конкретного вида закупок процедура конкурса избыточна или недостаточна, применяются другие процедуры.

Если это типовой товар, уже имеющийся в наличии, то не стоит тратить время и силы на конкурс и можно провести аукцион. Когда речь идет о сложной закупке – например, в случаях с заказами на проведение научных исследований, – нужно определиться не только с ценой вопроса, но и концептуальными подходами, проводится двухэтапный конкурс. При этом на первом этапе участники представляют свои предложения по решению поставленной задачи, но без цены. Потом заказчик вместе со всеми – подчеркну, всеми – участниками, представившими предложения, может проводить обсуждения, уточняя и конкретизируя, таким образом, техническое задание, после чего – это уже второй этап – участники представляют свои окончательные предложения вместе с предложением о цене.

Если же это зона особой ответственности государства по исполнению своих социальных обязательств – например, поставки детского питания, организация детского отдыха или речь идет о специальных работах, например на ядерном реакторе, – то проводится конкурс с ограниченным участием. Тогда вводятся дополнительные квалификационные требования; все они прописаны в законе, это закрытый список из 6 пунктов.

Если любая процедура, по которой заказчик пытался выбрать поставщика, была признана несостоявшейся, то есть никто не пришел на конкурс или аукцион или пришел только один участник, то мы переходим к запросам предложений. Это очень важный инструмент. Раньше в этих случаях заказчик сразу мог заключить контракт с единственным исполнителем, а в ФКС он должен в любом случае провести конкурентную процедуру. Это механизм борьбы с распространенной сейчас схемой: техническое задание заказчик затачивает под конкретного поставщика, только этот поставщик выходит на конкурс, поскольку остальные просто не могут это выполнить, а потом с ним, как с единственным, заказчик заключает контракт. И эта история долгое время не вызывала никаких вопросов, ФАС разрешала такое действие. Поэтому и количество контрактов с единственным поставщиком перевалило за 50%. В ФКС ситуация «никто не хочет участвовать в конкурсе» – повод для серьезных разбирательств с заказчиком.

Если же ситуация закупки объективно не предполагает выбора, то приходит один поставщик. Например, это закупки услуг по энерго- и водоснабжению. Вот наша система координат.

Минэкономразвития России 12 сентября подвело первые итоги онлайн-обсуждения текста закона «О федеральной контрактной системе». За первые 10 дней обсуждения поступили 149 сообщений. Наиболее активное обсуждение вызвали статьи «Общественный контроль в федеральной контрактной системе», «Контрактная служба заказчика» и «Требования к участникам процедур закупок». Специалисты Министерства, рассмотрев все поступившие сообщения, считают возможным внести при доработке закона ряд поправок, касающихся как редакционных правок, так и содержательных дополнений.

С учетом рекомендаций участников дискуссии, в окончательной редакции закона будут уточнены санкции в отношении заказчиков, вплоть до уголовной ответственности; твердо установленная норма неустойки за просрочку исполнения контракта изменена на минимальное ограничение. В реестры недобросовестных поставщиков и заказчиков будет вноситься информация не только о юридических, но и о должностных лицах, отвечавших за исполнение контракта; будет уточнено регулирование деятельности бюджетных учреждений и др.

Директор Департамента развития Федеральной контрактной системы Ольга Анчишкина считает, что общественное обсуждение закона идет очень конструктивно, и уже сейчас очевидно, что оно окажет заметное влияние на текст закона: «Благодаря замечаниям пользователей, мы увидели ряд положений закона, которые могут иметь неоднозначное толкование или не до конца понятны. Конечно, это мы исправим в первую очередь. Некоторые высказанные идеи действительно очень интересны, и мы считаем возможным внести их в законопроект. Когда общественное обсуждение завершится, мы отчитаемся о том, как, благодаря Интернет-дискуссии, был скорректирован и дополнен текст закона».

Общественная дискуссия проходит параллельно с процессом обсуждения и согласования текста законопроекта с федеральными и региональными органами власти, общественными организациями и экспертами. Информация о том, как именно были учтены в тексте закона комментарии Интернет-пользователей, будет опубликована в итоговом отчете об общественном обсуждении, промежуточные итоги Минэкономразвития России продолжит публиковать 1 раз в 10 дней.

Итак, Минэкономразвития (МЭР) подготовило законопроект о федеральной контрактной системе (ФКС). Документ призван кардинально реформировать существующую систему госзакупок. Он вводит персональную ответственность государственного заказчика за результат, а также институт общественного контроля закупок, публикацию заказчиком планов закупок. При этом у заказчика появляется право выбирать форму проведения торгов – аукцион, конкурс и пр. Нынешний закон о госзакупках (94-ФЗ) такой вариативности не предусматривает. Идеи МЭРа нашли как сторонников, так и жестких противников. Наиболее непримиримая позиция – у Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

ФАС и Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа»

По мнению Михаила Евраева, начальника Управления контроля госзаказа ФАС законопроект, подготовленный МЭРом, принесет не пользу, а нанесет вред экономике нашей страны:

– Этот законопроект, по сути, направлен на восстановление госзаказа образца 2005 года – когда о конкурентной среде в данной сфере даже не было речи, зато коррупция процветала. В чем разница между нашим представлением об экономике госзаказа и вариантом, предлагаемым МЭРом? По сути, нам говорят, что не важен процесс, главное – качественный результат.

– Тогда, если исходить из этого, то неважно, дают взятки или не дают; берут откаты или не берут; только свои участвуют в госзаказе или нет. Исполнили контракт – и слава богу, а как подрядчик отбирался, неважно. Мы с такой философией можем страну потерять. Важен ведь не только результат, но и процесс: кто был допущен к торгам, как отбирался победитель, менялись ли потом условия контракта и т. д.

– В совокупности все это и создает конкурентную среду. А иначе в госзаказе будут принимать участие только свои, ведь нам предлагается дать возможность заказчику по своему усмотрению решать, кого пускать на торги, а кого нет, произвольно отбирать победителя. По сути, добросовестный предприниматель лишается всех прав – даже его возможности по обжалованию действий заказчика значительно сокращены.

Кроме того, мы же не можем разделить заказчиков на плохих и хороших и сказать: «Вы – добросовестные; делайте, что хотите». А недобросовестных заставить работать по закону. Но нельзя не учитывать природу человека. Недобросовестный заказчик всегда выберет неконкурентную среду. А если мы станем исходить из того, что у нас все прекрасно и все люди – братья, то законы вообще не нужны. Понятно, к чему это приведет.

Причем это малая толика того, что содержится в законопроекте. Там даже предлагается отменить общероссийский портал и заменить его непонятно чем, а заодно и отменить более 30 регламентирующих сферу госзаказа актов правительства, которые потом нам предлагают принимать заново, что приведет к полнейшей дезорганизации системы госзаказа в целом.

Что касается самого законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа», подготовленного ФАС и также предложенного для публичного обсуждения, то им вносятся серьезные изменения в Бюджетный и Гражданский кодексы, КоАП и другие акты. При этом, конечно, ключевым законом для госзаказа останется 94-ФЗ.

По мнению Михаила Евраева, 94-ФЗ – это закон, который был создан с учетом российского менталитета и целью которого было не только качественное исполнение контракта, но и создание конкурентной среды, и борьба с коррупцией.

– Благодаря закону сведения о закупках начали размещаться в электронной форме и появился общероссийский портал. С 1 января 2011 года вся информация о госзаказе размещается в режиме «одного окна», и нет необходимости просматривать многочисленные региональные сайты.

Второе: у нас появились электронные аукционы на ограниченном количестве площадок. Это означает, что все предприниматели страны встречаются всего на пяти площадках. А, следовательно, мы получаем высокую ликвидность торгов и минимизацию рисков для электронного мошенничества. Электронные аукционы доказали свою эффективность как лекарство от сговора и инструмент достижения конкурентной среды при заранее заданном качестве. Сейчас на площадках аккредитованы и работают уже более 100 000 предпринимателей, и их количество каждый день увеличивается. Через год мы ожидаем увидеть 200 000-250 000 компаний, принимающих участие в электронных аукционах. Фактически в сфере госзаказа создано единое экономическое пространство.

Кроме того, это огромный технологический прорыв, поскольку работа с Интернетом и использование ЭЦП (электронной цифровой подписи) пришли практически в каждый поселок. Если два года назад словосочетание «электронная цифровая подпись» вызывало у людей непонимание, то сегодня это уже стало для всех обычным делом. В том числе, поэтому мы даже один из наших слайдов концепции по дальнейшему совершенствованию системы госзаказа назвали «94-ФЗ как проект по модернизации экономики страны».

Но, говоря о плюсах, нельзя не сказать и о том, что статьей 15 Федерального закона определены особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа.

Безусловно, есть еще огромное количество нерешенных задач, и именно поэтому, в соответствии с поручениями президента и правительства, мы подготовили законопроект по совершенствованию системы госзаказа на основе концепции, которую представили в марте 2011 года в правительство.

Законопроектом, разработанным ФАС, расширен перечень случаев размещения заказа по единице продукции. Кроме того, при начальной (максимальной) цене контракта более 10 млн руб. устанавливается обязательность обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30%.

«Размер обеспечения исполнения контракта, порядок его представления и обязательства, подлежащие обеспечению, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять не менее десяти, но не более тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) или в предусмотренных пунктом 8.3 настоящей части случаях начальная (максимальная) цена одного контракта превышает десять миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) или в случае, если контрактом предусмотрена выплата аванса, в размере, превышающем размер аванса не менее чем на десять, но не более чем на тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта. В случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов с учетом требований настоящего пункта. Заказчик, уполномоченный орган определяет обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а также обязательства по гарантии качества поставщика (подрядчика, исполнителя) на товары, работы, услуги, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязан определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий качества производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии качества поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). При установлении требования обеспечения исполнения контракта заказчик, уполномоченный орган обязан установить дату окончания срока действия обеспечения исполнения контракта, гарантии качества поставщика (подрядчика, исполнителя) на товары, работы, услуги, которая должна соответствовать части 8 статьи 9.2 настоящего Федерального закона».


Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости