Законом «О федеральной контрактной системе» расширен перечень способов осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд
Подготовленный Минэкономразвития законопроект «О федеральной контрактной системе» должен заменить действующий закон о госзакупках. Федеральная контрактная система предполагает регулирование всего цикла закупок от этапа планирования до аудита результатов исполнения контрактов.
Законом вводится персональная ответственность заказчиков за результат, институт общественного контроля закупок, публикация заказчиком на официальном сайте планов закупок, информации о конкурсах и отчетах о выполнении контракта, а также ряд других новаций, направленных на повышение прозрачности и эффективности госзакупок.
Прокомментировать основные положения проекта Федерального закона «О Федеральной контрактной системе» мы попросили Нину Динес – юриста-эксперта Общественного Совета:
– Разработанный Минэкономразвития России Федеральный закон «О Федеральной контрактной системе» должен полностью заменить действующий в настоящее время Федеральный закон от 21.07.1995 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
– Законопроект вводит системный подход осуществления правового регулирования при организации закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, что, по замыслу его авторов, кроме прочего, призвано обеспечить снижение коррупционной составляющей и других злоупотреблений в данной сфере. Законопроект, в частности, устанавливает порядок:
– прогнозирования закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
– формирования планов обеспечения государственных нужд;
– размещения заказов на закупку товаров, работ, услуг;
– исполнения и мониторинга контрактов;
– приемки и анализа результатов исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
Следует отметить, что отдельные положения действующего закона о госзакупках – такие, как обоснование завышенных бюджетных заявок; установление завышенной начальной цены на торгах; подготовка технического задания, составленного под конкретного поставщика (исполнителя); выставление нереальных сроков поставки товаров (выполнении работ, оказании услуг); установление частично неисполнимых условий технических заданий, прилагаемых к государственным контрактам и др. – создавали условия для коррупционности. Закон «О федеральной контрактной системе» направлен на то, чтобы вышеуказанные нарушения стали невозможными или крайне затруднительными.
Статьей 4 проекта федерального закона впервые вводится общественный контроль в федеральной контрактной системе; при этом органы государственной власти и местного самоуправления будут обязаны обеспечить возможность проведения такого общественного контроля в формах и порядке, определенном проектом закона.
При органах государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть созданы региональные советы по федеральной контрактной системе. Такие советы наделяются законами субъектов Российской Федерации полномочиями по общественному контролю. При органах местного самоуправления могут создаваться местные советы для осуществления общественного контроля.
Статьей 5 проекта закона вводятся создание и функционирование единой информационной системы, которая обеспечивает сбор, хранение, получение и анализ данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также осуществления закупок товаров, услуг и работ. Данное нововведение позволит сделать более прозрачной всю систему закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Статьей 8 проекта Закона вводится принцип конкуренции в федеральной контрактной системе; при этом конкуренция основывается на добросовестном ценовом и неценовом состязании между участниками процедур закупок. Проект закона предоставляет возможность установления иных критериев оценки конкурсных предложений, помимо цены. В некоторых случаях могут устанавливаться требования к предварительной квалификации участников размещения заказа. Следует отметить, что данная норма – требование к квалификации – вошла в число законодательных предложений, включенных в Резолюцию VIII Форума малого предпринимательства.
Статья 11 проекта закона предусматривает персональную ответственность должностных лиц заказчиков за свои действия (бездействие) – в том числе за достижение запланированных результатов процедур закупок для государственных и муниципальных нужд. Однако формы такой персональной ответственности пока не установлены; вероятно, в этой части будут внесены изменения в КоАП РФ и в Уголовный кодекс РФ.
В проект закона впервые включена глава 2, определяющая установление прогнозирования и планирования в федеральной контрактной системе. Становится обязательным обоснование осуществления закупки товаров, работ, услуг; устанавливаются методы определения начальной цены контракта; осуществляется мониторинг реализации Планов обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд и Планов-графиков осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Законом расширен перечень способов осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Так, статьей 23 проекта Закона установлены 8 способов осуществления закупок – тогда как статья 10 Федерального закона от 21.07.1995 № 94-ФЗ предусматривала всего 6 подобных способов.
Особое внимание следует уделить статье 29 проекта закона, которая устанавливает порядок участия субъектов малого предпринимательства в процедуре государственных закупок. Так, ранее не менее 10 и не более 20% общегодового объема поставок, выполнения работ и услуг государственный заказчик обязан был разместить у субъектов малого предпринимательства. Теперь же законодатель, оставив минимальный барьер в 10% общегодового объема поставок, указывает лишь на то, что начальная максимальная цена контракта не должна превышать 10 млн руб.
Положительным нововведением является также и то, что для субъектов малого предпринимательства существенно снижен размер обеспечения исполнения контракта, который не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении процедур закупок.
Кроме того, введен размер обязательного авансового платежа, который не может составлять менее 5% от заключенной цены контракта, но должен быть не более 750 000 руб. С целью ограничения участия в конкурсных процедурах фирм-однодневок законодатель установил право на отклонение заявок с демпинговой ценой (статья 35 проекта закона), указав, что цифра, на 25% и более ниже начальной максимальной цены контракта, должна быть документально обоснована и может быть расценена как демпинговая.
В случае вступления законопроекта в силу будут изменены условия проведения отдельных конкурсных процедур. Так, например, если в настоящее время размещение государственного заказа путем запроса котировок допускалось на сумму не более 500 000 руб. в течение квартала, но при этом не ограничивалось количество таких конкурсных процедур, то статьей 64 проекта закона установлено ограничение: не более 10% от объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с Планом-графиком.
Статья 87 проекта закона устанавливает механизм изменения и прекращения контракта. Так, изменение условий контракта допустимо, если возможность изменения контракта была предусмотрена в документации об осуществлении закупок и проекте контракта, в следующих случаях:
– при снижении цены контракта без изменения предусмотренных им количества товаров, объема работ, услуг и иных условий его исполнения;
– при изменении в ходе исполнения контракта по предложению заказчика объема всех предусмотренных им работ, услуг не более чем на 10% такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, им предусмотренными, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг;
– При этом, по соглашению сторон, допускается изменение цены контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ, услуг или объему указанной части работ, услуг, но не более чем на 10% такой цены;
– на основании, соответственно, решения Правительства Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации при существенном увеличении стоимости товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки по контракту, заключенному на срок не менее чем 3 года, при условии, что цена такого контракта (договора) составляет 10 млрд руб. и более и его выполнение без изменения цены невозможно;
– по согласованию с государственным органом, уполномоченным на проведение аудита в федеральной контрактной системе, при невозможности по не зависящим от заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) причинам исполнить контракт в соответствии с предусмотренными в нем условиями;
– при изменении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги.
И, наконец, статья 95 проекта закона предусматривает дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации, для лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов РФ о федеральной контрактной системе. Однако пока не будут приняты нормы, определяющие конкретную административную и уголовную ответственность лиц, нарушивших законодательство о федеральной контрактной системе, данная статья не будет работать в объеме, предполагаемом законодателями.