Автодилеров заставят съехать на обочину
Любой автосервис сможет получить право на гарантийное обслуживание автомобилей, а все независимые автопродавцы — на поставку оригинальных запчастей. С такой инициативой выступила на днях Федеральная антимонопольная служба.
В результате официальные дилеры могут оказаться в минусе, рынок автосервисных услуг — расшириться, а обслуживание гарантийных авто — заметно подешеветь.
Вот только качество ТО при этом гарантировать будет непросто.
Выдвигая свои предложения, антимонопольщики сетуют, что жалобы от владельцев машин и участников рынка автомобильных услуг сыплются в ФАС в неимоверных количествах. У всех своя печаль: хозяева авто недовольны высокой ценой гарантийного обслуживания, продавцы запчастей — отказами дистрибуторов поставлять им оригинальную продукцию, официальные дилеры — несовершенством дилерских договоров и пр.
К тому же на рынке гарантийного ТО и продажи оригинальных запчастей налицо признаки нарушения конкуренции. Пока автомобиль находится на гарантии, его по требованию производителей приходится обслуживать только у официального дилера и с использованием только оригинальных запчастей. А значит, потребитель лишается права выбора и вынужден платить больше, чем мог бы отдать за ту же работу в каком-нибудь неофициальном автосервисе.
Известно, что цена на замену масла, тормозных колодок и прочих мелочей у «официалов» и мелких мастерских может отличаться в разы.
По некоторым оценкам, сервисное обслуживание, включая гарантийное, составляет для официальных автодилеров более половины дохода. Так что им идеи ФАС вряд ли понравятся. А вот в независимых автосервисах были бы рады. «Отношусь к этому предложению положительно, почему нет? — говорит Алексей Демин, заместитель директора автотехцентра „Премьер“. — Думаю, что рынок автоуслуг расширится, появится много новых предложений».
Есть, правда, и другое мнение. Николай Рыжов, генеральный директор автофирмы «Аvtoкаста», считает так: «На мой взгляд, гарантийным ремонтом должны заниматься только официальные дилеры. Если разрешения выдадут всем, мне кажется, порядка не будет. Дело в том, что на нашем рынке автосервиса очень много нечестных игроков. Проще говоря, в Красноярске уйма жуликов, которые, например, продают китайские запчасти под видом оригинальных». По мнению Рыжова, нововведения еще больше развяжут мошенникам руки.
Сама собой напрашивается мысль, что техобслуживание может значительно потерять в качестве. Алексей Демин, правда, с этим не согласен: «Разрешение на гарантийный ремонт и обслуживание для всех игроков рынка вовсе не означает потерю качества. Все зависит от самой компании, от приоритетов, которые она расставляет для себя».
Вопросы качества ремонта, техобслуживания и деталей вызывают опасения и у самих инициаторов изменений. Поэтому ФАС вносит сразу несколько предложений: ввести аккредитацию для сервисных центров и техрегламенты на обслуживание автомобилей, разделить вообще дилерство по продаже и обслуживанию машин и т. д.
Может, с учетом всего этого либерализация авторынка и даст положительный результат. Но пока возможные изменения в правилах гарантийного обслуживания и ремонта провоцируют массу вопросов. Несмотря на прогрессивные, в общем-то, намерения.
«С точки зрения демократизации общества, стремления к европейскому качеству жизни, я «за». Для клиента и участника рынка, предоставляющего услугу, не должно быть никаких барьеров. Если это профессиональный автосервис, люди умеют работать, делают все правильно, я не вижу препятствий к нововведениям, — говорит Алексей Сугак, генеральный директор компании ООО «КИА-центр Красноярск», официальный дилер марки KIA.
С другой стороны, отмечает наш собеседник, в России действует закон о защите прав потребителей, который очень жестко определяет обязанности продавцов, включая официальных дилеров. И непонятно, что будет делать независимый автосервис в случае, если клиент вдруг потребует замены неисправного автомобиля или осуществления еще каких-либо своих зафиксированных в законе потребительских прав.
Похожую точку зрения разделяет Александр Бычков, генеральный директор ООО ПКФ «КРАБ», официального дилера квадроциклов и снегоходов Arctic Cat, и в прошлом председатель Красноярской ассоциации дилеров иностранных производителей: «Мое частное мнение — я на 99,9% „за“. Все эти проблемы, связанные с потребительским экстремизмом, — пусть их решают новые игроки, которые хотят зайти на рынок. Я с радостью отдам все эти вещи под их ответственность. А качество? Если хотят оставаться на рынке, пусть занимаются и этими непростыми вопросами, проверяют сертификацию и так далее».
Помимо прочего, эксперты сомневаются и в том, что при обращении клиентов в неавторизованные сервисы стоимость обслуживания гарантийных авто снизится. «Что касается цены на гарантийное обслуживание, то, на мой взгляд, настоящее ТО не может стоить дешевле, — говорит Алексей Сугак. — Клиенты просто не знают, что входит в понятие такого сервиса у официальных дилеров, обязанных выполнять все требования производителей. Например, техобслуживание на 15 тыс. км.
Внешне это лишь замена фильтров и масла, но на самом деле — большой список работ, в котором есть и проверка отзывных акций, и оригинальная диагностика, и многое другое. Такого перечня услуг в простом автосервисе никто оказывать не будет, это в принципе невозможно, но если бы даже и было возможным — цена обслуживания из-за трудозатрат оказалась бы не меньше, чем у официального дилера».
Гендиректор «КИА-центр Красноярск» резюмирует: «На месте инициаторов изменений я бы не стал разрушать сложившуюся за 15 лет систему дилерской работы: разрушить легко, а создать что-то новое, работающее эффективно, намного сложнее».
В ФАС планируют уже осенью создать экспертный совет и все предложения, которые будут поступать от заинтересованных лиц, обсудить в подробностях. И лишь затем отпустить рынок автосервиса на волю. Если получится. «На мой взгляд, все это нереально, — считает Александр Бычков. — Антимонопольщикам, похоже, просто нечего делать. Зря гоняют воздух».