Опрос. Нужно ли менять шкалу НДФЛ?
Повышение налоговой нагрузки в России неизбежно, считают большинство экономических экспертов, в связи с повышением социальных обязательств государства на ближайшую бюджетную трехлетку. Основное увеличение расходной части казны связано с финансированием армии и силовых структур, а также с ростом зарплат (для бюджетников) и пенсий. Уже известно, что на 2012 год запланированы рост налога на добычу полезных ископаемых для "Газпрома", отмена некоторых нефтяных льгот и осторожное повышение акцизов на табачные изделия. Но этих мер недостаточно. Поэтому правительство и Минфин рассматривают вариант перехода от плоской шкалы НДФЛ (13% подоходного налога) к прогрессивной. Нужно ли менять шкалу НДФЛ?
Александр Терентьев,
депутат Госдумы, фракция "Справедливая Россия":
Плоскую шкалу нужно заменить прогрессивной. Чем больше ты зарабатываешь, тем больше должен платить налог. Годовой доход меньше 100 тыс. рублей вообще не нужно облагать НДФЛ. Наша партия вносила в Госдуму такой законопроект, но он был отклонен единороссовским большинством. Но изменение необходимо, прежде всего, с точки зрения социальной справедливости. Сегодня разрыв между богатыми и бедными просто катастрофический.
Елена Клюшникова,
руководитель фракции ЛДПР в АКЗС:
Ввести прогрессивную шкалу, конечно, можно, но я не думаю, что это значительно увеличит поступления в бюджет. Зато это может повлиять на дальнейшее сокрытие доходов. Налог ведь устанавливается не в абсолютных суммах, а в процентах, и чем больше зарабатываешь, тем больше денег отдаешь. Может быть, стоит рассмотреть возможность введения налога на роскошь, но при этом надо очень осторожно подойти к понятию "роскошь", установить четкие и адекватные критерии, что считать роскошью.
Сергей Власов,
председатель Совета предпринимателей при главе Красногорского района:
Я считаю, нужно. Бюджет должен наполняться, и надо, чтобы люди вносили туда свой вклад в зависимости от дохода. Мне кажется, что при доходах свыше 2 млн. рублей в год величина подоходного налога должна быть больше хотя бы на 1%, чем сейчас. А тем, кто получает меньше этой суммы, налог можно немного и понизить.
Артем Поломошнов,
финансовый директор комбината "Меланжист Алтая":
Хороший вопрос. Сам иногда думаю об этом и все чаще прихожу к выводу, что вроде бы нужно. Но, с другой стороны, в целом налоговое бремя повышать нельзя. Бизнес и так задыхается от налогов. В этом году после повышения ЕСН мы абсолютно четко получили почти полное отсутствие роста зарплат (так называемой индексации), поскольку фонд оплаты труда за счет повышения ЕСН все равно вырос. При этом тарифы увеличились, инфляция присутствовала, и мы столкнулись с тем, что отсутствие роста реальных доходов населения (а по сути, их падение) не обеспечило внутренний спрос. В результате промышленность столкнулась с проблемами перепроизводства. Если сейчас повысить НДФЛ, то эффект будет аналогичным. Поэтому вывод напрашивается примерно такой: вводить прогрессивную шкалу НДФЛ необходимо, но при этом налоговая нагрузка вырасти не должна — средняя ставка должна остаться на уровне 13%. Просто для наименее обеспеченных она должна быть снижена (например, до 5%), а для наиболее обеспеченных — вырасти (например, до 20%). Такой подход приведет к повышению собираемости налога, а значит, и доходы бюджета все-таки увеличатся. Кроме того, при таком подходе мы можем увидеть в ближайшем времени более бурный рост заработных плат в наименее обеспеченных секторах экономики и замедленный рост доходов у тех, кто получает заработную плату размером выше среднего. То есть начнется выравнивание доходов.
Николай Кузнецов,
генеральный директор группы компаний "КДМ":
При прочих равных условиях богатые, конечно, должны платить больше. Если бы государство выполняло свои обязанности по регулированию рынков, по регулированию отношений и исключило бы различные коррупционные налоги, тогда можно было бы о чем-то говорить. Сегодняшняя система — это компенсация за то, что государство недорабатывает.