Будущее вузов – за инновационными предприятиями
Проблемы в сфере российского образования в последние годы ощущаются наиболее остро, вызывая волну общественного негодования. Связанно это в первую очередь с модернизацией стандартов образования. Многие из образовательных реформ, таких как введение ЕГЭ, узаконивание подушевого финансирования в школах, принятие Федерального закона № 83 «О бюджетных учреждениях», переход на Болонскую систему обучения, вызвали шквал критики и протестов со стороны студентов, преподавательского состава школ и вузов, широкой общественности.
Ученые и деятели науки также не остаются в стороне. На прошлой неделе в Москве прошла акция студентов и молодых ученых, потребовавших увеличить государственные расходы на образование и финансирование государственных научных фондов.
Однако ситуация в области образования не меняется. По мнению многих экспертов, уровень образования в России существенно снизился за последние годы. Как повысить образовательный уровень в стране? Какие меры нужно предпринять для развития научной деятельности в России?
Свою точку зрения высказывает проректор по инновационной деятельности Национального государственного Университета физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта Виктор Браславский:
– Я не считаю, что у нас в стране плохое образование. Конечно, проблемы в этой области имеют место, но было бы неправильно распространять их на все образование. Вопреки всему, многие наши математики, физики, химики и биологи очень востребованы на Западе. Сам факт, что они востребованы, противоречит бытующему мнению о нашем «слабом образовании».
Что же касается эмиграции специалистов, то российское правительство принимает определенные меры. Ведь одной из целей создания Сколково был возврат наших ученых.
Большинство проблем возникают на почве недостаточной финансовой поддержки государством тех или иных институтов. Действительно, сумма, выделенная госбюджетом на развитие науки на 2012 год, явно недостаточна. Однако митинг – это не та площадка, на которой можно чего-то добиться. Нужно аргументированно доказывать обоснованность тех сумм, которые нужны для вливания в те или иные отрасли науки и образования.
Что касается самой подготовки кадров, то, как мне кажется, уже давно назрела необходимость возрождать интегрированную систему образования. К примеру, раньше были заводы, где студенты наряду с теоретическими могли приобрести реальные производственные навыки, поскольку сам учебный процесс был непосредственно связан с производством. Все лабораторные занятия проводились в цехах, лабораториях предприятий. Вся учебная деятельность была построена таким образом, что студент проходил все стадии производственного процесса. В течение всего процесса учебы все теоретические основы подкрепляются на практике. Во-первых, так можно компенсировать недостаток рабочих рук на предприятии, а во-вторых – подготовить специалиста, который знает производство из собственного опыта.
К сожалению, существовавшая ранее система интегрированного образования разрушалась, когда началась приватизация. Предприятия стали частными и далеко не все собственники заинтересованы в том, чтобы вкладываться в учебный процесс.
Существенной проблемой является отсутствие специальностей для определенного рода деятельности. Взять, к примеру, производство ортопедической обуви. Сегодня у нас нет такой специальности. Ортопедической обувью сегодня занимаются либо хорошие профессиональные обувщики, самостоятельно освоившие вопросы ортопедии, либо врачи-ортопеды, которые самостоятельно освоили обувное ремесло. Раньше на весь Союз был один Социальный техникум. Он и название такое получил, потому что существовал в структуре Министерства соцобеспечения. Там готовили специалистов по протезированию, хотя изготовление протезов и конструирование ортопедической обуви – большая разница.
Сегодня много вузов, которые готовят юристов и экономистов. Это никак не связано с потребностью экономики в таких специалистах. Их учить дешевле и проще, здесь не нужна ни лабораторная, ни производственная база. Готовить юристов и экономистов начали даже те вузы, которые не имеют никакого отношения к этому профилю.
В результате мы имеем дипломников без знаний и без практических навыков.
Сейчас 217-й Федеральный закон разрешил вузам создавать в своей структуре малые инновационные предприятия. На мой взгляд, это может стать хорошей площадкой для практической деятельности. Более того, существуют соответствующие программы министерства образования и науки, которые финансируют эти малые инновационные предприятия. В уставной фонд такого предприятия вносятся или результаты интеллектуальной собственности, или же 10 000 рублей. Но то, что разрешает 217-й закон, ставит под вопрос Гражданский кодекс.
Несмотря на это, идея создания малых инновационных предприятий – очень перспективное направление. Их разрешается создавать и в системе академии наук, и в любых бюджетных образовательных и научных организациях. Это очень эффективно не только с точки зрения новых научных разработок и практики будущего специалиста, но и его дальнейшего трудоустройства.