В Рязани обсудили ситуацию в торговле, в том числе в сфере мелкой розницы и рынков региона
По показателю обеспеченности населения площадью торговых объектов Рязанская область входит в пятерку лучших среди регионов Центрального федерального округа. Количество новых торговых объектов с каждым годом увеличивается и уже сегодня, при минимальном нормативе 469 кв.м на 1000 человек, фактическая обеспеченность в среднем по области составляет 614 кв.м на 1000 человек. Как происходит перераспределение рынка в условиях прихода транснациональных компаний? Какие меры по защите местных представителей малого и среднего бизнеса предпринимается правительством региона и администрацией города?
Эти и другие вопросы были в центре внимания заседания Комитета по торговле Рязанского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ, участниками которого также стали представители Минэкономразвития Рязанской области и отдела потребительского рынка администрации города.
Сегодня в регионе работают более 7 тысяч предприятий торговли различных форматов общей торговой площадью около 660 тысяч кв.м. В аспекте работы потребительского рынка в минэкономразвития выделяют диспропорцию в обеспеченности торговыми площадями городского и сельского населения; отсутствие в 2 000 населенных пунктах стационарных торговых объектов; низкую долю предприятий торговли современных форматов; недостаточный уровень квалификации работников. В целях улучшения обслуживания жителей труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктов в 2011 году в долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2010 - 2012 годах» впервые было включено мероприятие по поддержке сельской выездной торговли, бытовых услуг и заготовок в сумме 8,5 млн. рублей. Субсидии получили 21 торговая организация.
На заседании Комитета по торговле предприниматели рассмотрели обращение коллег из Касимова, которые требуют повлиять на ситуацию, сложившуюся на рынке районного центра с приходом сетевых компаний. Сейчас на территории области работают предприятия более 70 крупных транснациональных, федеральных и региональных торговых сетей, львиная доля которых расположена в областном центре.
Малый бизнес сообщает о конфликтных ситуациях с производителями социально-значимых продуктов (хлеба, молока, масла), которые занижают отпускную цену на товар для сетевых компаний и, соответственно, завышают ее для местных продавцов, которые в таких неравных условиях проигрывают в конечной цене и теряют своего покупателя. Вытесняют рязанских предпринимателей с рынка и крупные торговые центры, которые заинтересованы в московских арендаторах.
«Арендные платежи для местных и московских арендаторов принципиально отличаются, - отметила председатель Комитета по торговле Светлана Сурова. – При этом владельцы крупных торговых центров не скрывают столь выборочный подход, ставя местных предпринимателей в заведомо невыгодные экономические условия».
«Ограничить приход на рынок новых предприятий категорически нельзя, - пояснил собравшимся руководитель Рязанского управления антимонопольной службы Владимир Луканцов. – ФАС выступает как контролирующая организация за соблюдением равных возможностей всех участников рынка». В вопросы ценообразования федеральное ведомство вмешивается лишь в том случае, если зафиксировано доминирующее положение одного хозяйствующего субъекта.
Выход из сложившейся ситуации, по мнению рязанского бизнеса, есть. Необходимо приостановить возведение гипермаркетов в областном центре и ускоренными темпами возрождать мелкую розницу и рынки. Вместе с тем пока остаются вопросы, пойдет ли власть навстречу малому бизнесу и как отреагирует на это управление антимонопольной службы.