Минэнерго требует от нефтяных компаний сократить экспорт дизельного топлива
Минэнерго требует от нефтяных компаний сократить экспорт дизельного топлива и направить его на внутренний рынок. Таким образом в ведомстве пытаются справиться с дефицитом зимнего дизтоплива, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на анонимные источники. В Минэнерго уверяют, что ситуация находится под контролем, у компаний имеются достаточные резервы. Однако на заседаниях оперативного штаба Минэнерго уже звучала идея поднять экспортные пошлины на дизель до запретительного уровня. Эксперты предупреждают, что результатом этого, как это ни парадоксально, может стать реальный дефицит авиакеросина.
Россия может столкнуться со второй волной топливного кризиса, вызванного переходом на более жесткие экологические стандарты. Переход на стандарт "Евро-3" с начала 2011 года к апрелю привел к дефициту бензина, справиться с которым удалось лишь отменой запрета на "Евро-2" и увеличением ставки экспортной пошлины до 90% от пошлины на нефть. К ноябрю та же ситуация может повториться, но уже с зимним дизтопливом и авиакеросином.
Как сообщил "Ъ" один из участников заседаний штаба Минэнерго по контролю за ситуацией на топливном рынке, дефицит дизтоплива в 2012 году может составить 5,5 млн т. Чтобы остановить уже начавшийся рост цен, Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям минимизировать экспорт малосернистого дизтоплива. Та же ситуация складывается и на рынке авиакеросина.
О том, что правительство ищет выход из ситуации, свидетельствует ряд противоречивых заявлений, сделанных вчера вице-премьером Игорем Сечиным. Комментируя ситуацию с дефицитом авиакеросина, он напомнил инициативу правительства, предусматривающую создание в аэропортах с грузопотоком более 2 млн пассажиров в год альтернативных топливно-заправочных комплексов (ТЗК), призванных обеспечить конкуренцию и увеличить запасы. "На рынке ТЗК, который сейчас работает в стране, без большого энтузиазма воспринимается программа строительства альтернативных ТЗК. Они все время вбрасывают всякие истории, что есть дефицит топлива, что рост цен топлива в аэропортах носит объективный характер", - заявил вице-премьер, подчеркнув, что "на текущий момент причин роста цен на авиатопливо нет".
Напомним, еще недавно правительство считало основной причиной роста цен на авиакеросин наличие компаний-посредников, владеющих ТЗК. Под давлением правительства собственниками ТЗК стали нефтяные компании, после чего в качестве причины роста цен стала рассматриваться объективная монополизация рынка.