Власти Москвы предлагают трудоустраивать воспитанников детдомов в малом бизнесе
По мнению авторов идеи, подобная инициатива поможет детям не только самостоятельно зарабатывать, но и развивать дополнительные профессиональные навыки
Для трудоустройства воспитанников столичных детских домов власти Москвы хотят привлечь предпринимателей, готовых открыть малый бизнес и тем самым обеспечить рабочими местами подростков, оставшихся без родителей. Об этом сообщил депутат Мосгордумы Кирилл Щитов. По мнению авторов идеи, подобная инициатива поможет детям не только самостоятельно зарабатывать, но и развивать дополнительные профессиональные навыки, пишет газета "Известия".
На данный момент основная проблема трудоустройства детей-сирот заключается в том, что часто выпускники детдомов не заинтересованы в трудоустройстве, так как размер предложений на рынке труда меньше размера социального пособия (40 тыс. рублей в месяц для Москвы). «Необходимо делать профессии более привлекательными с финансовой точки зрения», - отмечал ранее замруководителя столичного департамента образования Игорь Павлов.
По словам К.Щитова, для трудоустройства детдомовцев сейчас совместно с департаментом семейной и молодежной политики разрабатываются два варианта. Первый предусматривает проведение различными предприятиями стажировок для детей. «Второй — это развитие так называемого социального предпринимательства, когда успешный бизнесмен создает новую компанию, не получая прибыли. Предприятие работает на самоокупаемость и дает рабочие места для воспитанников детдомов», - пояснил К.Щитов.
Запускать малый бизнес нового для столицы формата планируется на базе детского дома №39. В какой именно сфере будут задействованы детдомовцы, пока неизвестно. «Формат проекта мы планируем обсуждать с предпринимателями. Но условно там можно открыть какие-то несложные производства, например, хлебопекарню», — предложил депутат.
Впрочем, по мнению ряда экспертов, подобный проект может быть интересен предпринимателям только в том случае, если они будут иметь хотя бы минимальную финансовую отдачу. «Любой бизнес необходимо строить так, чтобы он приносил доход. И с детьми это сделать реально», — сказал Игорь Лысенко, управляющий партнер французского агентства Globale, реализовывающего проекты по региональному развитию.
С ним согласен и руководитель блока программ по развитию социального бизнеса Российского микрофинансового центра Иван Бирюков: «Несмотря на то что понятия «социальный бизнес» и «социальное предпринимательство» во всем мире различают, в основе каждого из них должны лежать две вещи — решение социальной проблемы и использование бизнес-механизмов для достижения финансовой устойчивости и конкурентоспособности организации на внешнем рынке».
В качестве удачного проекта социального бизнеса эксперты привели в пример пермского предпринимателя Вячеслава Горелова, организовавшего школу фермеров для «трудных» детей. Как пояснил сам бизнесмен, его проект стоимостью 14 млн рублей окупился за два года. «Сейчас у ребят есть возможность зарабатывать до 140 тыс. рублей в месяц. Все зависит от того, каким видом фермерской деятельности они занимаются», — пояснил он.
Что касается доходности малых предприятий хлебопекарной отрасли, то, как пояснил президент российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Канцельсон, она может составлять до 60 млн рублей в год «в зависимости от ассортимента производимой продукции». По данным консалтинговой компании Inventica, в среднем организация хлебопекарни общей площадью 275 кв. м с магазином обходится в 18,5 млн рублей. Как рассказал Олег Хлебников, управляющий партнер компании, окупается такая пекарня в среднем за 3,5 года, расходы составляют 56 млн рублей в год, большая часть из них приходится на сырье и фонд оплаты труда.