Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Государство берет под жесткий контроль трансфертное ценообразование

Государство берет под жесткий контроль трансфертное ценообразование

Если ваша компания имеет холдинговое построение, а количество сделок внутри холдинга в течение года достаточно велико, то вам следует знать, что с 1 января 2012 года вступают в силу изменения НК РФ в части регулирования так называемого трансфертного ценообразования. Общий смысл поправок заключается в том, что налоговые органы будут более пристально следить за вашими сделками, обращая особое внимание на указанные цены. А не снижается ли таким способом налогооблагаемая база?
Более подробно об этом рассказывает директор юридического центра "Де-Конс" Аркадий Колпащиков.
Краткая история вопроса

— Термин "трансфертное (трансферное) ценообразование" является адаптацией английского Funds Transfer Pricing. В работах специалистов можно встретить разнообразные трактовки. Но в общем случае под трансфертным ценообразованием понимается процесс выбора оптимальной цены реализации товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми (ассоциированными, контролируемыми) организациями.

Необходимо понимать, что трансфертные цены отличаются от цен, используемых для торговли в обычных условиях. Трансфертная цена — "нерыночная", "несвободная" цена, а с точки зрения налогового регулирования это еще и подозрительная цена, установленная сторонами сделки исключительно для снижения налоговой нагрузки.

В международной практике документом, принимаемым за основу при разработке мер контроля над трансфертными ценами, является руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов. 

Основным положением в этом документе является выбор цен для налогообложения исходя из  принципа "вытянутой руки" (the arm’s length principle). Суть — взаимозависимые лица "идут рука об руку", а участники рынка независимы по отношению друг к другу, то есть находятся "на расстоянии вытянутой руки". Соответственно, налоговые обязательства каждого из взаимозависимых лиц должны определяться с учетом принципа "вытянутой руки" исходя из рыночных (а не трансфертных) цен.

Что изменится с 1 января

Именно руководство ОЭСР принималось во внимание при разработке дополнений к Налоговому кодексу РФ, вступающих в силу с 1 января 2012 года. Хотя различные проекты закона № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципа определения цен для целей налогообложения" обсуждались несколько лет.

В настоящее время Налоговым кодексом РФ установлены следующие процедуры контроля над ценами (ст. 40):

— установление оснований для осуществления контроля (взаимозависимость, особый характер сделок, явный "разброс" цен);
— обоснование рыночной цены на товары (работы, услуги) с применением одного из трех методов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
— определение величины отклонения применяемых цен от рыночных;
— принятие решения о доначислении налога и пени (или об отказе в доначислении).

Достаточно серьезное расширение указанных процедур предусмотрено во вступающем в силу с 2012 года разделе Налогового кодекса "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".

Так, при помощи нового понятия "контролируемые сделки" и изменения определения взаимозависимых лиц увеличено количество случаев, в которых налоговые органы вправе отслеживать цены.

Какие сделки теперь относятся к числу контролируемых? Во-первых, это сделки между взаимозависимыми лицами. Во-вторых, сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (по заявлению налоговых органов). Также в эту группу теперь включена совокупность сделок по перепродаже товаров с участием "независимых" посредников. К числу контролируемых сделок относится и внешняя торговля товарами мировых бирж (нефть, черные и цветные металлы, драгоценные металлы и камни, минеральные удобрения), если годовая сумма сделок превышает 60 млн. рублей. Кроме того, это сделки, одна из сторон которых зарегистрирована (проживает) или является налоговым резидентом в оффшорной зоне, если годовая сумма цен сделок превышает 60 млн. рублей.

Обращаю внимание, что к числу контролируемых также относятся сделки, все стороны и выгодоприобретатели по которым зарегистрированы (проживают) или являются налоговыми резидентами РФ. Для этого случая установлена пояснительная градация:

а) если сумма цен сделок превышает 3 млрд. рублей за год — в 2012 году, 2 млрд. рублей — в 2013 году, 1 млрд. рублей — с 2014 года;

б) если одна из сторон является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (годовая сумма цен сделок более 60 млн. рублей); если одна из сторон является плательщиком ЕСХН, ЕНВД (годовая сумма цен сделок более 100 млн. рублей);

в) если одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль или применяет нулевую ставку (годовая сумма цен сделок более 60 млн. рублей);

г) если одна из сторон является резидентом особой экономической зоны (с 2014 года, годовая сумма цен сделок более 60 млн. рублей).

В качестве исключений указывается, что не признаются контролируемыми сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, а также сделки между лицами, зарегистрированными в одном регионе, которые не имеют подразделений в других регионах и за рубежом, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных субъектов РФ, не имеют убытков и т. д.

Взаимозависимые лица

Под подозрения налоговых органов могут попасть взаимозависимые лица. В обновленном варианте НК к их числу относятся компании и организации (а также лица), особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты отдельных сделок и деятельности в целом. При этом учитывается влияние в силу участия в капитале, заключенных соглашений, иной возможности влиять на принимаемые решения. Зависимость можно признать даже добровольно в связи с особенностями сложившихся между сторонами отношений.

Взаимозависимыми, в частности, признаются (выделим только основные критерии):

— организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (до 2012 года ограничение составляло 20%);
— физическое лицо и организация в случае, если такое физлицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации, а доля такого участия составляет более 25% (до 2012 года эта норма касалась только юрлиц);
— организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля его участия в каждой организации составляет более 25%;
— организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа (руководитель);
— организации, в которых руководителем является одно и то же лицо;
— организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) руководителя этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
— организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
— организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

Во-вторых, законодательные изменения значительно расширили перечень мер, применяемых для определения рыночных цен. Теперь к их числу, например, относятся метод  сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации (по ценам реализации идентичных товаров независимому лицу); затратный метод (исходя из оценки затрат); метод сопоставимой рентабельности (исходя из уровня рентабельности продаж идентичных товаров) и т. д. Отмечу, что метод  сопоставимых рыночных цен является основным, остальные применяются последовательно в случае невозможности использования предыдущих.

Обязаны сообщать

Третье законодательное новшество заключается в том, что принятие решения о доначислении налога в таких случаях со следующего года не является прерогативой налоговых органов. В статье 105.3 НК РФ прямо закреплено право налогоплательщика самостоятельно скорректировать цены, используемые для расчета налоговой базы.

В-четвертых, с 2012 года вводится новая обязанность для лиц и организаций. Они обязаны сообщать обо всех контролируемых сделках, совершенных в течение года, в срок до 20 мая. Формы уведомлений еще находятся в стадии разработки. Но суммы штрафов уже известны. За непредставление сведений — 5 тыс. рублей (применяться до 2014 г. будет с учетом определенного лимита по сумме цен сделок).

И, наконец, Налоговым кодексом теперь признается право налогоплательщиков на симметричные корректировки. Когда решение налогового органа о доначислении налогов полностью исполнено первой стороной контролируемой сделки, вторая сторона может при расчете налоговой базы использовать рыночные цены, определенные в ходе налогового контроля у первой стороны. То есть если у первой стороны увеличилась сумма доходов (в целях налогообложения), то  вторая сторона имеет право увеличить сумму расходов. Таким образом, симметричные корректировки  смогут послужить инструментом  уменьшения отрицательных последствий налогового регулирования в сфере трансфертного ценообразования.

Факт

5 тыс. рублей составит штраф за непредставление сведений о совершенных сделках.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости