Внесены изменения в законодательство о благотворительной деятельности
Чуть меньше года прошло с того времени, как в структуре Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга появилась Комиссия по благотворительности.
О том, почему возникла подобная инициатива, Елена Церетели, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга объяснила так:
– Идея создать Комиссию по благотворительности возникла не вдруг: за последние полтора года в Общественный Совет за той или иной помощью обращались представители различных благотворительных организаций. И все они сетовали на то, что в городе отсутствует централизованная структура или орган по оказанию поддержки таким организациям.
– А помощь нужна. К сожалению, немногие достойные организации могут убедительно представить себя перед тем же бизнес-сообществом: то есть, той потенциальной аудиторией, которая может оказать им финансовую помощь.
Общественный Совет обладает человеческим и административным ресурсом, который заключается в том, что мы аккумулируем информацию о различных предпринимательских сообществах, ассоциациях и конкретных предпринимателях; взаимодействуем с банковским сообществом. Этот ресурс мы и планируем использовать в работе с благотворительными организациями.
Говоря о проблемах, тормозящих развитие благотворительности в нашей стране, Елена Церетели отметила несовершенство российского законодательства. И это действительно так - единственный в новейшей истории Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» был принят в июле 1995 года.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительной является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная помощь оказывается только на цели, перечисленные в ст. 2 Закона N 135-ФЗ, и только гражданам или некоммерческим организациям.
Оказание благотворительной помощи, по сути, является дарением (безвозмездной передачей). Следовательно, должны применяться правила, установленные для договора дарения главой 32 ГК РФ.
Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.
Закон N 135-ФЗ не требует заключения письменного договора на оказание и принятие благотворительной помощи. Однако глава 32 ГК РФ содержит положение, согласно которому дарение оформляется договором.
Так, согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В свою очередь, согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб. При этом договор дарения, совершенный при таких условиях в устной форме, ничтожен (п. 3 ст. 574 ГК РФ).
В июле нынешнего года был принят Федеральный закон (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности», который внес изменения в часть 2 Налогового кодекса, касающиеся усовершенствования законодательства о налогах и сборах благотворительных и иных организаций.
В частности, в ст. 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» говорится следующее:
- суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций;
- суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов;
- суммы, уплаченные религиозными организациями, а также благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является, в соответствии с учредительными документами, содействие охране здоровья граждан, за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов, религиозными организациями, а также благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является, в соответствии с учредительными документами, содействие охране здоровья граждан, медицинским организациям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках.
Изменения коснулись и ст. 219 «Социальные налоговые вычеты». При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:
- в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
Ознакомиться с текстом Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (с изменениями от 21 ноября 2011 г.) можно в рубрике «Благотворительная деятельность».