Бизнес идея: гончарное ремесло – эстетизм на продажу за хорошие деньги
О доходном ремесле и гончарной нише в мире хенд-мейда
Да и в наш век нанотехнологий люди по-прежнему испытывают восхищение и восторг перед изделиями гончаров.
«Природа позаботилась о том, чтобы глину, движенье человеческих рук и огонь объединить в одно целое, в керамическую красоту, - делится впечатлениями в своем блоге мастер глиняных дел Ирина Черноглазова. - После того, как я достаю статуэтки из печи, я еще долго не могу оторвать от них глаз, настолько они совершены и настолько удивительно превращение вязкой земляной массы в шедевр. В своей оценке я ни одна. Все мои знакомые, которые приходят в мою мастерскую, испытывают такие же чувства».
Продавцы утверждают, что спрос на ручную керамику не подвержен моде и временам года. Раскупают все: статуэтки, копилки, тарелки, кувшины. Единственное, что останавливает, это цена.
Мастерская гончара
Самое главное в ремесле гончара – это печь. Вернее обжиг. Японские мастера, применяющие метод хидасюки, могут до двух недель обжигать глину, используя для этого естественные горючие материалы: дрова и солому. Но это скорее экзотика, чем практическая необходимость.
В настоящее время в небольших гончарных мастерских обычно используют заводские камерные электропечи для обжига керамики и фарфора. Самые компактные из них могут похвастаться камерой для обжига размером 0,4х0,4х0,4 метра. Температура обжига в таких печах достигает 1250 градусов Цельсия при энергопотреблении от 7 кВт в час.
При выборе печи также нужно учитывать специфику мастерской. Если речь идет о настоящем фарфоре, то печь должна осилить температуру до 1380 градусов. Для столового фарфора достаточно 1300 градусов. Для фаянса хватит и 1200 градусов. Для майолики и того меньше – 1100 градусов. Купить такую печь можно примерно за 110 тысяч рублей. Если вас устроит бывшая в употреблении техника, то ее стоимость начинает от 60 тысяч рублей.
Помимо печи, бывалые гончары советуют купить машину для замеса и весы для точной дозировки глиняной массы. В принципе, можно использовать небольшой аппарат для замеса теста, килограммов на шесть. А можно месить и самому, старым дедовским способом – ногами. Но опытные гончары этого не советуют.
«Лучше приберечь силы для искусства, нежели растерять их на черной работе, - говорит Сергей Сергеев из Болгарии. - Всё-таки мы живём в XXI веке. Поэтому и гончарный круг желательно иметь с электроприводом».
Что касается площади мастерской, то, по общему мнению гончаров-одиночек, двадцать квадратов основного и десять квадратов складского помещений вполне достаточно для старта.
Не Боги горшки обжигают
Первое, чем придется заняться будущему гончару, это - учеба. Нюансов и секретов в этом ремесле предостаточно, в том числе и на начальном этапе. А это выбор глины.
От качества глины зависит очень многое. Опытные гончары обычно используют местную красную глину. Главное, чтобы в ней было минимальное содержание извести.
«Магазинная глина стоит дорого, а её потребуется много, - сетует Ирина Черноглазова. - Поэтому лучше всего найти свои «рыбные места». Глина должна быть жирной и с низким, до процента, содержанием окиси металлов. Определить это можно путем проб. Я перепробовала несколько пластов, пока искала ту глину, которая и во время лепки, и при обжиге ничем не отличается от заводской. Поинтересуйтесь у местных краеведов и геологов, где залегает хорошая глина».
После того, как глиняный вопрос закрыт, надо научиться готовить её для лепки. То есть избавить от пузырьков воздуха. Гончары в таком случае говорят: «глину надо перебить». Заготовку многократно скатывают на деревянной доске, режут проволокой на куски и силой шлепают об стол. Зачем ее скручивают по спирали. Как бы там ни было, но подготовку глины следует освоить добросовестно. Впрочем, если не у кого учиться, можно просмотреть видео курсы или внимательно ознакомится со специальными книгами. В любом случае, от оценки за этот первый урок зависит многое, прежде всего, процент брака.
Сама лепка так же потребует от будущего гончара терпения и долгой шлифовки своего мастерства. «Хорошо, когда есть учитель, - говорит Сергей Сергеев. – Тем, у кого не получается или слишком много брака, я всегда говорю, подумайте о гончарах, которые жили семь тысяч лет назад, но чьи изделия по сей день находят археологи. А ведь у них не было ни интернета, ни самоучителя, ни фильмов. Старайтесь, и у вас получится».
Дельные советы
Литературы по гончарному ремеслу – предостаточно. В интернете тоже опубликовано множество любопытных статей и заметок. Однако особый интерес представляют советы бывалых гончаров на бизнес-форумах.
«Не делайте из квартиры мастерскую, - пишет на гончарном форуме пользователь FROL1966. - Загадите все комнаты, забьете канализацию, наживете врагов и спалите проводку. Поговорите лучше с директорами колледжей, ПТУ, у них всегда найдутся отлично подходящие для этой цели помещения. На крайняк - дача».
«Я на выставке купила именную статуэтку, - говорит некая Карина. - Очень красивую. По ней нашла мастера и сказала старику: научи. Дед за неделю сделал из меня мастера. Учителя лучше всего искать в провинции, на выставках и, конечно, пожилых. Они, помня о годах, всегда поделятся секретами».
«Выбор ваших коронных изделий определите так: подумайте, где вы живете, - делится своими наблюдениями форумчанин Горец. – В больших городах лучше всего работать под япошек или китайцев, только фарфор с яркими красками. В малых городах надо налегать на гжель. Ищите среднего покупателя, и от его кошелька и пляшите».
В гончарном бизнесе успех зависит исключительно от гончара. Чем дольше работает мастерская, тем больше у неё покупателей. Через год-два можно открыть «воркшоп» и самому стать проводником в мир художественной керамики. И главное – это именно тот редкий случай, когда бизнес и искусство дополняют друг друга.