Красноярские маршрутчики снова жалуются на тупиковую ситуацию
Выборы прошли, и красноярские владельцы маршрутных автобусов снова решили попытать счастья с повышением тарифа.
Сегодня председатель правления Красноярской ассоциации частных перевозчиков Михаил Омышев созвал пресс-конференцию и заявил, что красноярские частные перевозчики оказались в тупиковой ситуации.
О том, что коммерсанты, обслуживающие примерно 75% объема городских пассажирских перевозок, попросту не выживут при нынешнем тарифе, ассоциация сигнализировала городским и краевым властям, но конкретного ответа транспортники так и не дождались.
По словам Омышева, коммерческие перевозчики работают в минус еще с февраля нынешнего года. Одна из главных причин – стоимость дизельного топлива. При формировании тарифа за основу расчетов была взята цена начала 2011 г. – немногим более 20 руб.
Сейчас дизтопливо при наличном расчете на АЗС «Красноярскнефтепродукта» (а многие частники заправляются именно там) на 4 руб. дороже, а к началу 2012-го, по разным прогнозам, подорожает до 26 руб. К тому же зимой в сильные морозы в бензобаки автобусов заливают «арктическую» солярку, цена на которую колеблется в пределах 32-34 руб.
Еще до выборов красноярские частные перевозчики выходили на пикет с требованием заморозить рост стоимости дизтоплива, как это сделала краевая власть с бензином (см. подр. «С Сергея Шойгу требуют обещанного снижения цен на топливо»).
Кроме того, за перевозку льготников краевая власть компенсирует частным перевозчикам только 11,6 руб. за пассажира.
Как следствие из-за финансовых проблем ежедневно 24-27% парка автобусов простаивает – полностью машины выходят на линию только в утренние и вечерние часы пик.
«Сейчас для того, чтобы работать хотя бы в ноль, стоимость проезда должна составлять как минимум 15 руб., а для нормальной работы необходима цена 18-18.50 за билет», – сказал Омышев.
По словам президента ассоциации, многие компании-перевозчики живут в основном за счет побочной деятельности – различных услуг по ремонту техники и пр.
При этом 7 частных фирм в нынешнем году ушли с рынка, в большинстве других уже два года не повышали зарплату инженерам, водителям и обслуживающему персоналу.
Широко использовать труд водителей-иностранцев сейчас значительно труднее. В результате – высокая текучесть кадров…
Сейчас, по мнению Михаила Омышева, чтобы перевозчики продолжали работу, не поднимая тарифов, властям необходимо полностью компенсировать перевозку льготников, допустить частников на дотационные маршруты либо контролировать цены на топливо. В противном случае придется повышать стоимость проезда как минимум до 15 руб., иначе частники попросту не выживут.
Еще при повышении тарифа год назад, до нынешних 13 руб., ассоциация пассажирских перевозчиков Красноярска уверяла, что он сильно занижен, требовала 14-15 руб. и так же предрекала массовые банкротства маршрутчиков в течение 2011 г.
«Особенность этого рынка в том, что уйти с него – значит потерять все», —- говорит глава ассоциации.
По его словам, перегнать автобусы в другой город и продать – себе в убыток, а здесь их вряд ли кто купит.
В то же время Омышев считает, что заявления видных чиновников о том, что доля муниципального транспорта на маршрутах вырастет до 45-50% (см. «Петру Пимашкову показали веру в трамвай»), не стоит воспринимать всерьез.
За последние 5 лет город приобрел 355 муниципальных автобусов.
«Чтобы выполнить обещание, необходимо сразу вложить минимум 40 млрд бюджетных рублей, а таких денег на «транспортные расходы» в казне нет. Поэтому частники не только будут преобладать на рынке пассажирских перевозок, но и, вероятно, расширят свое присутствие до 80%», — заявил г-н Омышев. Отсюда вывод: либо власти прислушаются к предложениям коммерсантов, либо придется повышать тариф.
Последнее, при всей «социальности» краевого начальства, более вероятно. Тем более что в других сибирских городах уже давно ездят дороже, чем у нас. Вот только случится это не раньше, чем пройдут мартовские выборы.