Эволюция Ростехнадзора
Разрешительная документация всегда будет играть двойственную роль для развития бизнеса. С одной стороны, неизбежность постоянного формирования препятствий для бизнеса, когда без этих препятствий можно было бы и обойтись – это минус, увеличивающий финансовую нагрузку затрат на все стороны, коррупционная составляющая и некоторые неудобства, но с другой стороны – безопасность как персонала, так и потребителя является ключевым элементом и потому без разрешительной документации было бы гораздо хуже.
Изменения в вопросах выдачи лицензий, стандартизации и разрешений – это также условная категория, ведь скорость и эффективность любых перемен всегда разная и всегда результат будет по-разному изтрактован разными сторонами. Поэтому кроме как апеллирования к фактам, иных путей для анализа текущей ситуации не остается. Революционные перемены, которые затронули даже такой орган, как Ростехнадзор, впервые за многие годы получили позитивную оценку без особых исключений. Это обусловлено самим Ростехнадзором лишь отчасти, ведь ряд функций контроля сегодня роздан саморегулирующимся организациям, которые смогли перейти от неопределенности своего будущего к высоким показателям эффективности.
Ростехнадзора стали меньше бояться, хотя здесь серьезных изменений вряд ли кто-то ожидает. При этом само введение института СРО уже бесповоротно отразилось на работе Ростехнадзора с проверяемыми предприятиями и это внушает оптимизм в оценке российского рынка. Два основных элемента Ростехнадзора, которые сильно сокращают весь позитив от работы ведомства – это бюрократия и коррупция. Однако оба явления сокращать можно, если делегирование полномочий будет иметь правильные формы. Другой вопрос, что в бизнесе существует понятие психологической привычки отрасли и даже целой экономики, когда отдельные негативные явления продолжают сохраняться исключительно потому, что к ним привыкли как к некой экономической безысходности и сопротивление не возникает.
Кроме того, когда случаются серьезные аварийные ситуации и техногенные происшествия, в адрес Ростехнадзора немедленно летят отчасти справедливые камни: пропущенные противоречия могут быть просто кричащими. И тем не менее, скорее Россия переживет явления дикой бюрократии (что тоже возможно исключительно в теории и фантастических романах), чем ближайшие минимум 10 лет с арены контроля уйдет Ростехнадзор. И все лишь потому, что это тот орган, который практически не имеет альтернативы, готовой к воплощению в жизнь. И это понимают даже противники Ростехнадзора, которые больше критикуют отдельные подходы в работе структуры, чем ее существование. С другой стороны, широкий сегмент компаний, которые работают в сфере решения вопросов с лицензиями и разрешениями Ростехнадзора, действуют вполне легально и без коррупционной составляющей. Значит, структура все таки работает и все таки работать можно и с ней. И, в конце концов, о таких вспомогательных компаниях следует помнить, когда вопрос упирается скорее в неправильное взаимопонимание с Ростехнадзором, чем в какие-то не решаемые проблемы.