Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В малом бизнесе ожидается увеличение числа предприятий, основанных мигрантами

В малом бизнесе ожидается увеличение числа предприятий, основанных мигрантами

После 2020 года в малом бизнесе РФ около 30% займут компании нового формата, примерно 60% - предприятия, основанные мигрантами. К такому выводу пришли эксперты в рамках исследования-форсайта «Малый и средний бизнес 2020-2040», проведенного по инициативе ОПОРЫ РОССИИ в 2011 г.

В обозначенном прогнозе только 10-15% придется на традиционный малый бизнес, формат которого сложился в России в 90-е годы 20-го века. Такие тенденции в основном будут обусловлены изменением демографического состава общества в РФ в ближайшие 5-10 лет, считают в ОПОРе.

Так, будет увеличиваться число мигрантов, которые формируют новую волну малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, в переработке, в строительстве, в различных сервисах. Однако при этом на данный момент этот поток почти никак не фиксируется, с ним слабо работают государственные и общественные институты, считает вице-президент ОПОРА РОССИИ Виктор Климов. В результате в обществе к мигрантам растет негативное отношение (по некоторым оценкам, в России работает 10 млн мигрантов при официальной потребности в 1,7 млн человек в год).

Другой фактор, который скажется на формировании нового облика малого и среднего бизнеса, - это формирование новых сфер мировой экономики. Под влиянием этих условий уже начали образовываться ниши для малого бизнеса в области новых форм экономики – инновационной, «зеленой», интернет-экономики. Но в России, считают в ОПОРе, пока есть перспектива только для интернет-экономики. Тем не менее, экологические и инновационные модели бизнеса впоследствии будут экспортироваться в Россию.

В результате исследования стало ясно, что малый и средний бизнес в РФ не образуется сам: он формируется «волнами», которые провоцируются кризисами. Существенное влияние на рост малого предпринимательства в РФ оказали периоды кризиса начала и конца 90-х годов прошлого века, кризис 2008 года.

Однако приток предпринимателей в МСБ в 2008-2010 гг. все же имел особый характер, так как в основном возникали бизнесы в области Интернета и новых медиа. «В этом контексте предпринимательство уже почти не различимо с фрилансерством», - охарактеризовал эту нишу рынка Климов. Также он заметил, что эта сфера пока невидима для государственных структур, многие предприниматели не легализуют свой труд.

Другой чертой «третьей» волны подъема МСБ Климов назвал особую модель поведения. Так, если для «первой волны» было характерно желание «достучаться до власти», и это часто служило стимулом объединения, то представителям «третьей волны» такое желание несвойственно: для них налоги, поборы и существующее законодательство являются лишь одним из обстоятельств внешней среды, которое просто учитывается в момент построения бизнес-моделей.

Между тем, считают в ОПОРе, «представители всех трех волн старательно культивируют в коммуникации миф о своих исключительных способностях, которые позволили им построить свои эффективные бизнесы». Экспертами отмечается и некоторый провинциализм представителей российского МСБ, их оторванность от мировых трендов и тенденций. Они обсуждают новые явления в МСБ других стран (Интернет, аутсорсинг, инновации), но применения этим решениям в России не видят. В какой-то мере это обусловлено тем, что Россия пока не включена в общемировой процесс разрешения глобальных кризисов (энергетического, продовольственного, водного), считают в организации.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости