Железная дорога Кызыл – Курагино получила костыль от Путина
В понедельник в Туве был дан старт строительству железной дороги Кызыл — Курагино. Премьер страны забил в основание будущей ветки серебряный костыль. Что, по идее, должно означать: давно обещанная дорога наконец будет построена.
Уникальность объекта состоит в том, что это первая столь крупная железнодорожная линия, которая строится на общие деньги государства и бизнеса.
Вернее, в таком порядке: бизнеса и государства. Из 136 млрд руб. необходимых инвестиций Енисейская промышленная компания, владеющая правом разработки Элегестского угольного месторождения, к которому и тянут дорогу, вложит в строительство 85,7 млрд. Государство раскошелится на 49,3 млрд. руб.
Инвестиционный паспорт проекта был одобрен еще в 2007 г., стройку планировалось начать в 2009-м, но кризис те планы подкорректировал.
Ветка Кызыл — Курагино — пока одноколейная, не электрифицированная — протянется на 400 км и соединит Транссиб с ценными тувинскими месторождениями каменного угля — Улуг-Хемским угольным бассейном.
Разведанные запасы Элегеста составляют более 850 млн т высококачественных коксующихся углей (а всего тувинского бассейна — свыше 14,5 млрд). Разработка Элегестского месторождения будет стоить Енисейской промышленной компании еще 24,6 млрд руб. Уже в 2012 г. здесь начнется добыча угля открытым способом с применением комплекса глубокой разработки пластов, планируется добывать 1,2 млн т в год. А на проектную мощность шахты Элегеста выйдут к 2016 г. — 13,3 млн т угля в год.
Когда (и если) это случится, ЕПК станет одним из крупнейших в стране производителей коксующегося угля ценных марок и войдет в пятерку мировых производителей этого полезного ископаемого. Сами же угли Элегеста, по оценкам экспертов, — одни из лучших в мире.
В ходе строительства дороги будет возведено 118 мостов общей протяженностью почти 12 км, 7 тоннелей, 15 галерей, 7 станций и 13 разъездов, порядка 22 км подъездных путей. Сейчас начинается прокладка первой очереди — 147 км. Этот проект позволит создать в крае порядка 15 тыс. рабочих мест и увеличит налоговые поступления от ЕПК в федеральный бюджет до 13 млрд руб. Первые составы должны здесь пустить в 2016 г.
«Новая магистраль имеет очень большое значение для железнодорожной сети Сибири. Как известно, сегодня с Тувой нас связывают только автомобильные трассы, — рассказали ДЕЛА.ru в службе корпоративных коммуникаций Красноярской железной дороги. — Конечно, в большей степени это будет грузообразующая дорога, но планируется использовать ее и для других целей. Мы наконец получим возможность осуществлять пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, что имеет большое социальное значение и является стимулом для развития региона».
Кроме того, с появлением новой ветки ряд станций на уже существующих магистралях получит дальнейшее развитие. Будет развиваться южный ход, и те инвестпрограммы, которые сейчас реализуются РЖД на южных участках, имеют значение и для будущей ветки до Кызыла. «Все это в комплексе потом образует единую сеть. По предварительным прогнозам, нагрузка на КЖД на южных направлениях с вводом в эксплуатацию дороги Кызыл — Курагино увеличится на 16 млн т ежегодно», — говорят железнодорожники.
Открытый конкурс на строительство первого участка дороги был объявлен Росжелдором в декабре (см. подр. «Объявлен конкурс на строительство ветки Кызыл — Курагино»).
В нем участвовали 7 компаний, а победила московская компания ООО «Стройновация», входящая в группу «Сумма». Компания будет строить объект за 44,3 млрд руб. при начальной цене контракта в 47,442 млрд. Завершить проект согласно документам намечено за 918 дней.
На сайте ООО «Стройновации» нет упоминаний о том, что компания когда-либо занималась возведением железных дорог: в ее активе находятся объекты нефтегазовой отрасли. Однако в пресс-службе группы «Сумма» ДЕЛА.ru заверили, что специалисты «Стройновации» имеют большой опыт работы: «Принципы возведения линейных магистральных объектов, трубопроводов, нефтепроводов очень похожи, и железную дорогу можно отнести к их числу. «Стройновация» располагает передовыми технологиями и имеет высокие компетенции в этой области. По итогам 2010 г. мы стали единственной компанией в России, которая сдала более 1000 км магистральных трубопроводов».
По словам представителей компании, сегодня работы уже начаты. Главными сложностями, с которыми строители ожидают столкнуться, станут непростые природно-климатические условия и труднодоступность районов, по которым пройдет трасса.
Дорогу начали, а вот как ею будут «владеть» после ввода в эксплуатацию, еще неясно.
«Вложения в государственную инфраструктуру инвестор, конечно, окупит, но каков будет механизм возврата этих инвестиций, пока ответить сложно. Это первая железная дорога в России, которая строится на принципах частно-государственного партнерства, к тому же сумма частных инвестиций очень высока, — говорят в Красноярской железной дороге. — Сейчас в Минтрансе этот вопрос прорабатывается. Возможно, для инвестора будут установлены эксклюзивные тарифы».