О защите прав заемщиков и их избавлении от произвола
На прошедшем съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» при обсуждении вопроса защиты прав заемщиков была распространена информация о том, что в числе функций Роспотребнадзора есть также функция по защите «кредитозаемщиков» - субъектов малого и среднего бизнеса.
В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, полностью разделяя мнение о том, что защищенность заемщиков в Российской Федерации все еще находится на низком уровне и их надо избавить от произвола финансовых институтов, сообщает следующее.
Роспотребнадзор как орган, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в рамках имеющихся полномочий обеспечивает защиту соответствующих прав заемщиков только применительно к гражданам, заключающим договоры потребительского кредитования и получающим денежные средства исключительно на нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
За последние неполных четыре года в Роспотребнадзор и его территориальные органы обратилось более 45 тысяч физических лиц – потребителей финансовых услуг с разного рода жалобами на кредитные организации, действительно допускающие многочисленные нарушения требований законодательства о защите прав потребителей.
В результате только за прошедшие 11 месяцев 2011 года в отношении кредитных организаций было проведено 1272 проверки, возбуждено 776 дел об административном правонарушении и проведении административного расследования, составлено 1182 протокола об административном правонарушении, что почти в 3 раза превышает соответствующий показатель за весь 2009 год и на 24 % больше, чем в 2010 году, вынесено 988 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа.
Кроме того, за 11 месяцев 2011 года территориальными органами Роспотребнадзора при рассмотрении судами гражданских дел, связанных со спорными правоотношениями по предоставлению кредитными организациями финансовых услуг, было дано 4315 заключений в целях защиты прав потребителей, что уже превышает аналогичный показатель 2010 года на 82%.
Одновременно второй год подряд заметно растет и число исков, предъявляемых в защиту неопределенного круга потребителей финансовых услуг: если за 2010 год их было 55, то за 11 месяцев 2011 года – уже 75.
В немалой степени этому способствовали известные решения, принятые на уровне Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в частности, появление информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. № 146 об Обзоре судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров.
Соответствующая работа по защите прав потребителей финансовых услуг и, в первую очередь, в области потребительского кредитования, ввиду ее сохраняющейся актуальности будет Роспотребнадзором продолжена.