Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Инновации, образование, экономика

Инновации, образование, экономика

Система высшего образования – это отражение состояния науки и производства. Однако в условиях глобализации у вузов появляются принципиально новые функции. Это, прежде всего, инновационная функция, требующая активного влияния университетов на экономику государства.

О том, как обстоит дело в данной области, корреспонденту ТПП-Информ рассказал проректор по инновационной деятельности Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург), член комитета ТПП РФ по образованию и бизнес-образованию Виктор Браславский.

Сегодня только инновации способны обеспечить процветание государства и увеличение его авторитета в мире, сказал он. Мировая промышленная площадка уже сформирована, и в условиях рынка только инновационные проекты имеют возможность развивать отечественное производство.

Говоря о создании инновационной экономики, нужно учитывать, что необходимы и новые инновационные подходы к образованию, так как именно развитие научного потенциала вузов способно избавить российскую экономику от сырьевой зависимости.

Однако прежде всего необходимо определиться с тем, что такое инновация. Считаю, что инновация – это, прежде всего, запатентованная идея, которая прошла свое апробирование на производстве. Следовательно, чтобы носить звание инновационного, российскому вузу сегодня необходимо не просто быть генератором идей и автором научных разработок, но и создавать проекты, которые способны повысить эффективность производства. Важным критерием на этом пути является создание и деятельность при вузах малых инновационных предприятий – МИПов.

В нынешних условиях неизбежно встает вопрос: как применить вузу свою инновационную разработку на практике? Ответ был дан президентом России в 2009 году в 217-ФЗ: создавать малые инновационные предприятия для внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Пока неясно главное – как их создавать и по каким правилам они должны работать? Сейчас на дворе 2012 год. Идея создания МИПов очень актуальна и могла бы послужить трамплином для вузов на пути к их инновационному развитию. А что получилось на практике? Отсутствие подзаконных актов тормозило практическую реализацию в вузах указанного закона.

Только с вступлением в силу закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» был дан «зеленый свет» 217-ФЗ.

Теперь вуз – учредитель МИП вправе без тендеров самостоятельно устанавливать арендную плату, а главное – вносить в уставной капитал имущество, находящееся в оперативном управлении. Это могут быть площади, не используемые в учебном процессе. В такой ситуации вузы имеют готовые площадки для экспериментального внедрения своих разработок. При успешной работе они могут обеспечить себя дополнительным источником финансирования.

Однако это только один маленький шаг на пути к созданию скоординированной сети МИПов, которые послужат площадкой для инновационного развития не только вузов, но и экономики всей страны, ее второй индустриализации, о которой недавно говорил Владимир Путин.

Но этот маленький шаг – на самом деле всего лишь полшага. Ведь 217-ФЗ практически не работает, в том числе в плане возможности внесения в уставной капитал МИПов «имущества, находящегося в оперативном управлении». Как же отчуждать государственную собственность?! Да и куда ее отчуждать? Все остается в вузе – учредителе МИПа. Просто никто ничего не хочет самостоятельно решать и брать на себя ответственность. А механизмов, то есть конкретных правил создания МИПов и практической их деятельности, как не было, так и нет.

Поэтому я считаю, что в сложившейся ситуации вместе с созданием МИПов в вузах страны будет закономерным инициировать с участием ТПП РФ создание рабочей группы, состоящей из ректоров и профильных проректоров, юристов, городских и областных властей, профильных комитетов Госдумы, представителей бизнеса, возможно и представителей территориальных управлений Росимущества. Эта рабочая группа могла бы способствовать разработке и формированию конкретизированного сборника инструкций по созданию МИПов в российских вузах и послужить базой для совершенствования федерального законодательства в этой области.

 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости