Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

1,5 миллиона не сыскали

1,5 миллиона не сыскали

Росстат опубликовал предварительные итоги сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства, который проводился в 2010 году. Под наблюдение попали коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, а также индивидуальные предприниматели. В результате сплошного наблюдения получены отчеты от 1,66 миллиона малых предприятий - юридических лиц и от 2,91 миллиона индивидуальных предпринимателей. Острой проблемой при проведении сплошного наблюдения, как сообщает Росстат, явились организации, которые полностью прекратили свою деятельность без проведения официальной процедуры ликвидации, а также отсутствие точных адресов фактического осуществления деятельности предприятиями. В результате не найдены по зарегистрированным адресам 842 тысячи юридических лиц и 652 тысячи индивидуальных предпринимателей, которые могли бы являться субъектами малого и среднего предпринимательства.

Впрочем, как считает вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин, эту проблему власти создали себе сами. «Проблема прекративших свою деятельность предприятий - проблема неадекватности государственных процедур в отношении малого предпринимательства в целом. Ликвидация ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и ликвидации госкорпорации сегодня - суть одинаковые процессы, - отмечает он. - По всей видимости, те, кто писал процедуры, в голове держали в свое время исключительно госкорпорации. Не предусмотрев никаких упрощенных - заявительных - процедур для мини- и микробизнеса, как это предусмотрено во многих странах. Сейчас вроде бы было сказано, что всех, кого «нельзя сыскать», считать несуществующими. Но опять ничего про нормальные процедуры, позволяющие честно закрыться при потере прибыли без сумасшедших затрат на всяких управляющих и юридические конторы... Может, ради них в свое время все законы и писались?» Среди оказавшихся под наблюдением компаний были и недисциплинированные. Они просто отказались предоставлять отчетность. К таким компаниям применялись меры административного воздействия. Так, территориальными органами Росстата респондентам было направлено более 120 тысяч извещений о вызове в органы государственной статистики, после чего каждый второй респондент представил отчет.

Нарушителей отчетной дисциплины наказывали и административно: составляли протоколы об административных правонарушениях, штрафовали и обращались в прокуратуру за содействием к привлечению к административной ответственности. Однако, несмотря на все принимаемые меры, от 24 тысяч респондентов получить отчеты так и не удалось. Кроме того, по другим причинам (временно отсутствовали на момент проведения обследования, банкроты, в связи со смертью индивидуального предпринимателя, не исключенного из ЕГРИП) не получены данные примерно от 50 тысяч респондентов. Эксперты считают, что такая «недисциплинированность» связана в первую очередь с низким уровнем доверия предпринимателей к властям. Еще одна проблема - «нулевые» отчеты. Их представил примерно каждый третий индивидуальный предприниматель и каждое пятое юрлицо. В Росстате считают, что это может свидетельствовать об отсутствии хозяйственной деятельности или о сокрытии реальных результатов деятельности при формальном выполнении требований законодательства о представлении статистической отчетности. У Владислава Корочкина другое мнение: «А зачем напрягаться и что-то там писать, если это все равно ни на что не влияет? Так что лучше уж нули нарисовать... На всякий случай...» Он считает, что для того, чтобы получить правильную статистику, Росстату следовало бы как-то заинтересовать бизнес. Хотя бы лотерею провести. Одной из задач наблюдения являлось формирование информации об отраслевой структуре малого бизнеса (см. диаграмму на стр. 1). Для этого проведена идентификация объектов по их фактическому основному виду деятельности. Как оказалось, основное количество малых и средних предприятий - юридических лиц осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (38%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (21%), строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (по 11%).

Наибольшее распространение индивидуальное предпринимательство получило в сфере услуг и сельском хозяйстве. Более половины индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 11% - транспортной деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. Почти 7% индивидуальных предпринимателей работают в сельском хозяйстве. В Росстате комментировать эти данные пока не стали, а вот вице-президент, председатель Экспертного совета «Деловой России» Александр Осипов считает, что они подтверждают неэффективную структуру экономики - недопустимо низкий уровень доли производственных организаций в общем числе малых и средних - менее 11%. «Это свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном климате. Промышленность является ядром, стержнем успешной экономики, является поставщиком товаров, потребителем инноваций, многочисленных услуг и работ в экономике, - говорит он. - К сожалению, мы видим подтверждение ощущаемых бизнесом результатов неэффективной экономической политики, отсутствия промышленной политики. Очевидна необходимость кардинального изменения экономической стратегии России, концентрации на создании конкурентоспособного инвестиционного климата, сосредоточения на стимулировании и привлечении инвестиций».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости