Эстонский рецепт успешного бизнеса
Андрей Коробейник имеет большой управленческий опыт в области высоконагруженных интернет-проектов, социальных сетей, сервисах знакомств, рекламы, вирусного маркетинга, мобильной связи (виртуальные операторы), микроплатежей. Активный предприниматель с 2011 года является также членом парламента Эстонии, область его ответственности: электронное правительство, внешние инвестиции в IT-сектор.
Андрес Суси является основателем крупнейшего в Прибалтике аналога Groupon – Cherry.ee (лидер рынка в Эстонии, Латвии и Литве), а также некоторых других проектов (mtvp.eu, kurat.com, playforia.com, i-jet.ru). На данный момент вместе с Андреем занимается продвижением Flirtic.com (сайт знакомств нового поколения, инвестиция российского Almaz Capital).
Как создать успешный проект?
«Успешные люди – это те, кто пробует много раз. Представим себе ваши шансы на успех, допустим, это 1/3. И, кажется, лучше вообще не пробовать в этом случае, потому что две трети, что вы не выиграете. Но если попробовать много раз, шансы возрастают. Нужно пробовать каждый день», - отметил Андрей Коробейник. В качестве примера он привел историю youtube.com, который начинал как сайт знакомств, и flickr.com, изначально созданный как онлайн игра. «Если бы они не пробовали, они бы закончили там, где начинали, и у них ничего бы не получилось. Например, у flickr.com не получилось хорошей онлайн игры, но люди делились фотографиями и основатели поняли, что это именно то, что можно продать», - заметил бизнесмен. Однако, он предостерег стартаперов от иллюзии быстрого успеха: именно на экспериментальный период приходится особенно много неудач.
Следующее важное знание, которое донес до аудитории опытный предприниматель - не надо думать, что успех зависит от инновационности вашего продукта. «На самом деле наоборот, если аналогов нет, это проблема. Если аналоги есть, значит, на рынке действительно существует ниша, вы просто должны объяснить потребителям, чем вы отличаетесь» - рассказал Андрей. Так, Google, например, был не первой поисковой системой. Тогда, когда Google начинал, популярной была AltaVista. Сильных отличий между ними не было, но поисковые алгоритмы Google отличаются от алгоритма AltaVista и поэтому он выиграл борьбу на рынке.
И, наконец, не надо бояться рассказывать свои идеи другим. Даже если кто-то похитит вашу идею и осуществит ее раньше вас, то это лишь значит, что вам недостаточно скорости, чтобы справиться с этой задачей.
Так, например, эстонцы с недавних времен переняли добрую американскую традицию собираться вместе и обмениваться идеями и опытом, работая какое-то время над совместными проектами. Так, появился «Гараж 48» - место, где собираются те, у кого есть какие-то идеи, те, кто умеет программировать, но не имеет идей и т. д. Любой желающий выходит на сцену, рассказывает свои идеи, а потом к нему присоединяются те, кто считает эту идею стоящей. Затем собравшаяся команда работает над ней в течение двух дней, а к вечеру воскресения презентуют то, что получилось.
«Получаются разные вещи, обычно ничего хорошего, но, например, одна из команд с идеей аналитики для facebook.com получила инвестиции в Лондоне», - рассказал Андрей Коробейник.
Как увеличить шансы на успех?
Андрес Суси рассказал о выводах, к которым он пришел, создав пару компаний в интернете. Он попытался ответить на вопрос: каковы факторы успеха его проектов?
Образование? Часто говорят, что образование во многом является фактором успеха, и от него очень многое зависит. На самом деле, никакого отношения к интернету мое образование не имело. Я изучал международную экономику, а она никакого отношения к программированию и бизнесу в сети не имеет.
Связи? Да, но не в классическом смысле слова. Все-таки, это не нефтяной бизнес и госзаказами мы не занимаемся. Поэтому связи здесь требуются, чтобы что-то создать, расширить круг заинтересованных и поиск хороших специалистов. Да и вообще общение с умными людьми помогает воплотить задачу.
Деньги? Многие считают, что у кого-то получилось, только потому, что у него были деньги. Нет, на самом деле деньги имеют очень маленькое отношение к успеху. Мы начали на 5 тысяч евро, но смогли привлечь хорошие инвестиции. Деньги найдутся, была бы хорошая идея, была бы хорошая команда. Деньги не важны.
Мечты? Тоже вряд ли. Я хотел быть пожарником, с автоматом ходить, но точно не мечтал, что буду продавать купоны или заниматься дейтингом.
Команда? Команда очень важна. Нужно найти именно «свою» команду. Потому что без умных людей, с которыми можно обмениваться идеями, обсуждать их, критиковать, в общем, без конструктивного общения очень сложно. В мире намного меньше успешных компаний, которые созданы людьми-одиночками. Как правило, это два-три человека.
Скорость реализации? Это очень важная штука. Если вы делаете новый продукт для старого рынка, то скорость здесь важна. Если вы хотите что-то скопировать для своей ниши или точно знаете, что есть еще команды, которые занимаются этим же, то скорость еще важнее.
Удача? Удача – важна, однозначно.
Опыт — ключ к успеху
«Однако, есть еще одна — самая главная вещь, которую я назвал опытом. Здесь я полностью согласен с идеей Малкома Гладуэлла, которую он выразил в книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?» В любом деле - важно накопить опыт. 10.000 часов опыта. Что такое 10.000 часов? Это около 250 недель, и примерно 5 лет.
Почему это важно? Пять лет опыта в одной конкретной области - очень важный фактор, который повлиял на то, что у меня какие-то вещи начали получаться. То есть надо руку набить в определенной области, чтобы начать понимать, видеть какие-то вещи, которые другие люди, которые занимаются рядом, но чуть меньше, не видят. Это некая область алхимии... но элементы начинают складываться воедино, когда ты уже над одной темой много-много проработал» - открыл секрет Андрес.
Скрипачи
В музыкальной академии проводили опыт: разделили скрипачей на три категории - звезды, середнячки и плохие скрипачи. Целью эксперимента было выяснить, почему у одних получается, а у других нет. Врожденный талант? Оказалось банально: работа. То есть, играть на скрипке испытуемые начали лет в пять и практиковались по два-три часа в день. Уже к восьми годам они начали заниматься чем-то другим: стали посещать школу и так далее. А к двадцати годам получилось, что те, которые наработали около 10.000 часов, оказались звездами, середнячки наиграли на тот момент всего 8.тыс. часов, а плохие лишь 4 тыс. часов.
Вот пример того, как работа влияет на успех.
Билл Гейтс
Почему именно он первый понял, за чем будущее? Потому что к тому моменту, когда Гейтс бросил Гарвард, он программировал уже семь лет. Это позволило ему видеть и чувствовать тенденцию раньше, чем другим, ведь на тот момент у него уже был большой опыт.
Битлз
Они были малоизвестной молодой ливерпульской группой. В основном играли по паре часов в неделю и одни и те же песни, потому что в два часа весь репертуар не уложишь. Но однажды их пригласили на гастроли на несколько месяцев в Германию. Там им пришлось долго и упорно играть по восемь часов в день семь дней в неделю несколько месяцев подряд. И что произошло? Во-первых, они долго играли вместе и, наконец, сыгрались. Во-вторых, им пришлось расширить свой репертуар. Потому что каждый день одни и те же песни играть не будешь.
Ну и Марк Цукерберг
Во –первых, это была однозначно не первая его попытка запуска интернет-проекта. Все предыдущие успешно проваливались. Но факт в том, что он начал заниматься программированием задолго до создания facebook.com. То есть к тому моменту у него уже были наработанные 10 тыс. часов.
Работайте больше — в этом преимущество
Можно посмотреть, что плюс два часа дополнительной работы в день приближают ваш успех на год. Просто проработаете восемь часов, плюс еще два часа позанимайтесь, поучитесь, почитайте книги на тему. В результате вы придете к тому же уровню на год ранее других ваших коллег, которые занимаются лишь по восемь часов в день. И поэтому, когда вы придете к пониманию новой концепции рынка на год раньше других, то это даст вам однозначное преимущество.
«По восемь часов стартапы не делаются. Нужно усердно работать, нужно работать больше, чем другие. Тогда начнет получаться. Если вам что-то нравится, то изучайте это вглубь. Не стоит распыляться. Глубокий опыт появляется тогда, когда вы долго работаете в определенной сфере» - посоветовал напоследок Андрес Суси.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Гузель Юсупова