Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

К вам едет псевдоревизор?

 К вам едет псевдоревизор?

В Саратовской области насчитывается свыше 60 организаций, именующих себя обществами по защите прав потребителей. Но из общего количества организаций всего пять действительно занимаются защитой прав потребителей. Большая часть потребительских объединений сосредоточилась на поборах с предпринимателей. Руководитель Саратовского регионального общественного учреждения по защите прав потребителей Надежда Сатарова рассказывает, как возникло это явление, и как с этим бороться. - Все потребительские общественные объединения работают по федеральному закону о защите прав потребителей. Согласно ст. 45 и 46, у всех общественных организаций есть право на проведение проверок тех предприятий, на которые распространяется действие закона (в основном это торговые предприятия и предприятия сферы потребительских услуг). То есть тут они закон не нарушают. И в отличие от государственных контрольно-надзорных органов действие 294-го федерального закона, ограничивающего количество плановых проверок, на общественников не распространяется. Другое дело, как общественные организации проводят свои проверки.

К сожалению, в Саратовской области в последнее время участились случаи, когда потребительские объединения делают это с грубыми нарушениями. Схем, по которым из предпринимателей вытягиваются деньги, много. Самая обыденная, когда проведя проверку и составив акт, общественный ревизор предлагает предпринимателю заплатить штраф в размере 3–5 тысяч рублей на месте. А иначе, мол, будем разбираться в суде. Полномочий взыскивать штрафы у общественников нет. Но необразованный и неопытный продавец (предприниматель) этого может и не знать. Практика показывает, что многим кажется проще отдать проверяющему эти 3–5 тысяч рублей, чтобы он отстал. И это их главная ошибка. Заплатив один раз, предприниматель фактически развязывает недобросовестной потребительской организации руки. Теперь она будет частым гостем его торговой точки. Но даже в тех случаях, когда предприниматель отказывается платить «штраф» общественному ревизору сразу после проверки, история, как правило, не заканчивается. Бизнесмена вызовут в офис псевдообщественной организации - там хорошенько попугают. Если заплатит в офисе - деньги оформят как добровольное пожертвование обществу по защите прав потребителей на информационно-консультативные услуги. Если не заплатит - пойдут в суд. Советы для предпринимателей: - Первое, что должен сделать предприниматель (продавец), когда нагрянул ревизор,- попросить у него удостоверение, записать его полные паспортные данные (тут можно сослаться на то, что удостоверения бывают фальшивыми), полное название организации, телефон. Тут же позвонить в эту организацию, чтобы выяснить, действительно ли посылали на проверку своего инспектора, чем вызвана проверка, есть ли обращение потребителя.

Нужно также попытаться выяснить подлинность самой организации. Можно позвонить в минюст, где регистрируют общественные организации, в ТПП Саратовской области или в наше учреждение. Общественных ревизоров стоит также попросить предъявить копию устава их организации, заверенную нотариально или печатью и подписью руководителя. В отсутствие такого документа предприниматель имеет право не допускать инспекторов к проверке своего предприятия. Кроме того, ни в коем случае нельзя разрешать ревизору заходить за прилавок и трогать продовольственные товары. Общественные ревизоры в принципе не имеют права требовать от предпринимателя допуска в служебные помещения и места, не предназначенные для посещения обычными потребителями. Лица, проверяющие предприятие от имени общественных организаций, должны в первую очередь интересоваться документами, подтверждающими качество товара, — сертификатами или декларациями о соответствии, товарно-сопроводительными документами, ценообразованием.

 Кроме того, они могут проверить ещё правильность оформления вывески, ценники или прейскурант на услуги, лицензии (для лицензируемых видов деятельности), наличие и полноту информации для потребителей (вывешена ли она в удобном для обозрения месте). Они не имеют права проверять трудовые договоры, медицинские книжки, соблюдение санитарных правил и норм, наличие санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора и т. д. Всё это не входит в полномочия общественного ревизора. Предприниматели сами не до конца осознают важность и масштаб беды. Или они просто не заинтересованы в отстаивании своих прав. Ведь даже областная прокуратура не раз подключалась к решению проблемы с поборами от общественных организаций. Была готова уличить псевдоправозащитников в мошенничестве, нужно было только содействие со стороны предпринимателей. Но когда дело дошло до реализации схемы поимки вымогателей, бизнес по каким-то причинам отказался от сотрудничества с прокурорскими органами. До сих пор большая часть предпринимателей предпочитает откупаться от общественных ревизоров. Псевдопотребительские организации размножаются как грибы, при этом своей деятельностью полностью дискредитируют саму суть потребительского движения. То есть у правозащитных объединений на самом деле очень много работы. А большинство наших, так сказать коллег, вместо того чтобы работать за идею, на улучшение состояния потребительского рынка, просто делают деньги, причём не самым честным путём.

По материалам «Газеты Недели в Саратове».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости