Современные технологии – это эффективный путь повышения открытости государственных и муниципальных структур
17 февраля Председатель Правительства России Владимир Путин провёл в Новосибирске совещание, посвященное повышению эффективности госуправления с помощью информационных технологий. Во вступительном слове Владимир Путин отметил, что «широкое внедрение информационных технологий сделает более простым и прозрачным общение граждан с властью, на порядок уменьшит головную боль от необходимости посещать разного рода конторы».
В своем выступлении Председатель Правительства затронул несколько актуальных проблем, таких как государственные закупки и работа многофункциональных центров, действующих по принципу «одного окна».
- Считаю, что конкурентному отечественному программному продукту и IT-технологиям должен отдаваться приоритет и в ходе госзакупок. Мы тоже об сейчас только что говорили, я эту позицию сформулировал. Конечно, мы это делали по очень многим продуктам в период кризиса, вы знаете: создавали преференции для наших производителей. Думаю, что в такой очень важной, сложной и высокотехнологичной сфере, конечно, мы должны помогать своим производителям. При этом действовать нужно будет аккуратно, с тем чтобы вообще не уничтожить конкурентную среду, и мы не можем закрыть свой собственный рынок для иностранного производителя. Но повторяю: здесь и технические регламенты можно использовать, и другие инструменты, для того чтобы обеспечить вам определённые преференции. Будет правильным, если информация от наших инфраструктурных монополий, госкомпаний или компаний с государственным участием будет публично раскрываться о доле используемых ими российских программных продуктов. Это вещь абсолютно понятная и правильная. Минэкономразвития, Министерство промышленности должны будут представить здесь соответствующие предложения с указаниями этим компаниям. Я ещё раз хочу повторить: мы готовы всемерно поддерживать сферу IT-технологий, тем более что спрос на её качественные, передовые разработки растёт неизменно как у нас в стране, так и за рубежом, причём как в бизнес-структурах, так и в государственных учреждениях. Масштабная информатизация госорганов – это серьёзный ресурс для укрепления национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности страны и, конечно же, важнейшее условие здесь – это эффективная модернизация социальной сферы, качественных изменений в здравоохранении, образовании, системе социальной защиты. Кроме того, очевидно, что широкое внедрение информационных технологий сделает более простым и прозрачным общение граждан с властью, на порядок уменьшит головную боль от необходимости посещать разного рода конторы. Наконец, что особо хотел бы подчеркнуть, – это реальная и очень эффективная антикоррупционная мера.
В целом речь идёт о построении эффективного, современного государственного механизма управления, ориентированного на запросы граждан, на интересы общества и национальной экономики. Для решения всех этих задач мы и переводим органы власти на новые, высокотехнологичные формы работы, создаём отраслевые и межведомственные системы электронного взаимодействия.
Особое место в оптимизации сферы госуправления занимает такой масштабный проект, который называется «электронное правительство», и этот проект сейчас внедряется на всей территории нашей страны на всех уровнях власти.
Напомню, что с 1 октября прошлого года на электронное взаимодействие перешли все федеральные органы, все ведомства. Теперь при оказании более чем 330 госуслуг чиновники не вправе требовать от граждан справки или документы с информацией, которая уже есть в других федеральных ведомствах и федеральных базах. Уточнять все необходимые формальности сотрудники служб обязаны самостоятельно по своим межведомственным каналам. Надо сказать, что работа была проведена большая, для того чтобы все эти базы данных были сопоставимыми, чтобы возможности электронного общения между ведомствами можно было организовать должным образом. И сейчас в рамках этой системы ведомства еженедельно делают от 50 до 100 тыс. взаимных запросов. Это означает, что десятки тысяч людей уже избавлены от беготни по инстанциям. Но это, уважаемые друзья, коллеги, конечно, только самая вершинка айсберга, потому что все основные-то услуги ежедневного пользования предоставляются людям на региональном и муниципальном уровнях. И в этой связи хотел бы сказать, что уже с 1 июля этого года на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы и муниципалитеты страны. Это огромная работа, и именно на этих уровнях у нас сосредоточен основной массив оказания услуг. В целом процесс идёт по графику и, в общем, в штатном режиме. Я бы отметил даже некоторые регионы-лидеры – это Волгоградская область, Самарская и Тюменская области. Но есть и отстающие, к сожалению, – это Нижегородская и Вологодская области, Адыгея, Якутия, Чукотский автономный округ.
Прошу глав этих регионов разобраться в ситуации и оперативно её исправить. В течение двух недель все долги по графикам текущих работ должны быть закрыты, все отставания устранены, и я прошу доложить об этом в Правительство. Впрочем, нашим коллегам, которые идут впереди, двигаются неплохо, я уже о них сказал, тоже не стоит ослаблять внимание к этой теме.
Уже к 1 марта на электронное межведомственное взаимодействие должны быть переведены 14 первоочередных, наиболее важных для людей госуслуг, и ответственность, конечно, должна быть персональной. Здесь наши коллеги на местах, в регионах должны понимать, что без их прямого, личного внимания к этим проблемам мы эту работу вовремя не сделаем.
Что хочу отметить особо? Для того чтобы система «электронного правительства» приносила реальную пользу, граждане должны быть осведомлены обо всем, что с этим связано. Граждане должны знать, какими государственными и муниципальными услугами они могут воспользоваться, какие сведения у них могут требовать в органах власти, а какие чиновники обязаны найти самостоятельно. К 1 июля эту информацию следует разместить на всех досках объявлений в государственных и муниципальных учреждениях и на ведомственных интернет-сайтах, и, конечно же, в СМИ. Но здесь подчеркну, что люди вправе самостоятельно решать, пользоваться им современными, электронными средствами и таким образом получать услуги, или действовать по старинке. Мы не можем и не будем ограничивать людей в этом, потому что, во-первых, далеко не у всех есть доступ в интернет, а люди старшего поколения им не пользуются, предпочитают напрямую получать услугу в государственных учреждениях.
И в этой связи, конечно, нам нужно будет и дальше развивать систему так называемых многофункциональных центров, действующих по принципу «одного окна».
Вот мы недавно обсуждали в Правительстве. По сути, у нас это не одно окно, а одна дверь, потому что люди входят в помещение, а там уже много различных окошек. Но и это на первом этапе уже неплохо. Конечно, хотелось бы, чтобы можно было все это прямо в одном окне получить и не ходить по очередям даже в рамках одного помещения. Пусть сделают для начала хотя бы эту одну дверь.
Хотел бы также добавить, что оказание госуслуг населению – это значимая, но все же лишь часть потенциала информационных технологий в сфере госуправления. Речь идет о дальнейшей оптимизации рабочих процессов в органах власти, о сокращении сроков принятия решений и о повышении их качества, об использовании IT-технологий при проведении торгов, конкурсов и государственных закупок.
Нам также нужно предусмотреть защиту от так называемых грязных данных – разного рода неточных или ошибочных сведений. Напомню, что именно из-за такой искажённой информации в базах данных различных ведомств и возникла мнимая налоговая задолженность у миллионов граждан – практический результат этой «грязной» информации. Ведомствам надо самим наводить порядок в своих электронных архивах, чтобы у людей потом не возникали неудобства, связанные с финансовыми, бюрократическими издержками и пустой тратой времени.
Что еще хочу отметить. Современные технологии – это эффективный путь повышения открытости государственных и муниципальных структур. Именно с их помощью можно выстраивать общественные механизмы контроля за действиями власти, причем на всех уровнях. Считаю, что надо максимально открывать информацию, которая накапливается в ведомственных базах данных, естественно, за исключением тех данных, которые идут с соответствующим грифом секретности, либо ДСП (для служебного пользования). Кстати, такой информации – открытой, я имею в виду, широкой информации – часто не хватает нашим компаниям, причем прежде всего малому и среднему бизнесу при выстраивании долгосрочных планов и определении инвестиционных приоритетов. И наконец, важно, чтобы наши затраты на информатизацию давали ощутимую экономическую отдачу – экономию ресурсов и заметный рост производительности труда в сфере госуправления, чтобы люди чувствовали реальные, качественные изменения и сами могли вносить предложения, как сделать применение информационных технологий в госуправлении более удобным.
И здесь напомню о предложении привлечь граждан к разработке и тестированию сайтов и информационных продуктов государственных ведомств. Они должны быть действительно удобны и понятны в обращении, должны быть развёрнуты к человеку. Более того, общество становится всё более сложно организованным, у людей, у разных общественных и профессиональных групп появляются новые запросы, и очевидно: они должны иметь возможность формулировать, предлагать, какие дополнительные госуслуги и в какой форме им необходимы. Такая модель гражданского аудита уже действует на открытом портале Правительства, где люди обсуждают важнейшие законодательные инициативы, высказывают свои точки зрения, предлагают свои идеи. Как вы знаете, у меня даже было предложение, чтобы вот таким образом граждане могли сами вносить соответствующие законодательные инициативы. Но это нужно будет проработать. Считаю, что вполне реализуемое предложение. Убеждён, что граждане должны стать полноценными архитекторами и строителями здания «электронного правительства».
И в заключение ещё одно замечание. Учитывая масштабы и важность задач, следует проработать вопрос о назначении в каждом ведомстве и регионе конкретного человека – компетентного и ответственного, который будет курировать внедрение информационных технологий. Нужно эту ответственность персонифицировать.