Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В 2011 году компании потратили на совместные исследования и разработки с вузами на 60% больше, чем в 2010 году

В 2011 году компании потратили на совместные исследования и разработки с вузами на 60% больше, чем в 2010 году

Об этом рассказала Эльвира Набиуллина, выступая 18 февраля на расширенном заседании итоговой коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации. В своем докладе министр отметила, что взаимодействие Минэкономразвития и Минобрнауки  - яркий пример того, как можно выстроить эффективное сотрудничество по решению важных проблем.

- Мы работаем вместе по многим направлениям, но сейчас особое значение имеет наше сотрудничество по вопросам инновационного развития экономики - и нам многое удалось сделать вместе в прошедшем году.

В 2011 году были разработаны и утверждены 3 важнейших документа:

Это Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, Основы политики в области развития науки и технологий до 2020 года и закон 254-ФЗ, вводящий очень важные поправки о принципах государственной поддержки инновационной деятельности в закон о науке.

Реализация Стратегии должна привести к повышению уровня инновационной активности российских предприятий, формированию у граждан необходимых для инновационной экономики компетенций, способствовать росту эффективности научных исследований, обеспечить переход на качественно новый уровень системы госуправления в инновационной сфере.

Основы политики в области развития науки и технологий действительно должны способствовать развитию не только фундаментальной науки, но и технологий, разрабатываемых и внедряемых в интересах реального сектора экономики. И мне приятно отметить, что документ был принят именно в той редакции, которую мы с вами считаем оптимальной.

Сейчас идет разработка очень тесно связанных между собой государственных программ («Экономическое развитие и инновационная экономика» и «Развитие науки и технологий»), которые станут ключевыми инструментами реализации Стратегии инновационного развития и Основ политики в области науки и техники.

Важно, чтобы и в других государственных программах, особенно в основополагающей программе «Развитие образования», в полной мере нашли отражение те механизмы, которые предусмотрены в ключевых стратегических документах для инновационной сферы. Я очень рассчитываю на продуктивное взаимодействие наших министерств в этом направлении.

Прошлогодние поправки в закон о науке положили конец долгой дискуссии о необходимости законодательного закрепления определений, принципов и механизмов поддержки инновационной деятельности. Соответствующие нормы появились в законе. Но что более важно, поправки установили новые принципы оценки эффективности поддержки инновационной деятельности, необходимые для повышения эффективности институтов развития. Институты развития получили возможность, при соблюдении необходимых внутренних процедур, принимать на себя больше рисков, что чрезвычайно важно для поддержки инновационной деятельности, где риски по определению высоки.

Следующим значимым совместным направлением работы Минэкономразвития России и Минобрнауки России в 2011 г. стало стимулирование частно-государственного партнерства в инновационной сфере, в том числе, взаимодействие с госкомпаниями в разработке программ инновационного развития. Я напомню, что в 2010 году 47 крупнейших компаний, на которые приходится более 20% ВВП и более трети промышленного производства, должны были подготовить свои программы инновационного развития на основе разработанных Минобрнауки и Минэкономразвития методических рекомендаций.

В начале 2011 года все компании разработали и утвердили программы инновационного развития на среднесрочный период (5-7) лет с учетом государственных приоритетов научно-технологического.

Результаты мы начинаем ощущать уже сейчас. Так, благодаря закреплению средне- и долгосрочных ориентиров инновационной деятельности, значительно повысился интерес компаний к проведению исследований и разработок. Так, компании повысили планы по финансированию НИОКР за счет собственных средств более чем на 60% в 2011 г. по сравнению с 2010 г, в ближайшие два года они будут увеличивать финансирование еще на 15% в год. Реальное повышение спроса на передовые разработки уже сейчас – очень важный итог проведенной работы.

Благодаря активной позиции Минобрнауки, мы видим существенное увеличение взаимодействия компаний с вузами и научными организациями. В 2011 году компании потратили на совместные исследования и разработки с вузами на 60% больше, чем в 2010 году. Мы рассчитываем на сохранение этой позитивной динамики в будущем. Так компании преодолевают первый барьер в коммуникации с академической средой, а у вузов появляется дополнительный опыт работы в интересах бизнеса. Это выгодно всем участникам процесса.

В этом году перечень компаний расширен, и нами будет проводиться работа не только по мониторингу реализации, но и по анализу новых программ. На прошедшей в январе комиссии по высоким технологиям и инновациям было принято решение об увязке вознаграждения топ-менеджмента копаний с результатами реализации программ инновационного развития, что позволяет рассчитывать на рост активности компаний в сфере инноваций, исследований и разработок.

Два года назад начал формироваться перечень технологических платформ, поддерживаемых государством. Сейчас утверждено 28 платформ, в скором времени их количество должно увеличиться до 32.

Очень важно, что Минобрнауки формирует государственную программу «Наука и технологии» исходя из приоритетов, задаваемых технологическими платформами. Это поможет соединить интересы бизнеса, науки и образования при формировании государственного заказа на исследования и разработки.

Важным совместным достижением прошлого года является запуск в новом формате Российского фонда технологического развития, который предоставляет поддержку, прежде всего НИОКР проектам технологических платформ.

Даже не смотря на то, что технологические платформы являются инструментом, не подразумевающим быстрой отдачи, а скорее нацелены на формирование в среднесрочной перспективе новых устойчивых связей между наукой и бизнесом, некоторые важные результаты мы видим уже сейчас.

Параллельно мы прорабатываем возможность предоставления технологическим платформам субсидий на повышение качества их стратегических программ исследований.

Надеюсь, что Минобрнауки окажет активное содействие в реализации этой инициативы.

Поскольку такие субсидии, в совокупности с решением комиссии по высоким технологиям по формированию в госкомпаниях планов по взаимодействию с технологическими платформами, должны ускорить формирование новых связей между бизнесом и наукой в перспективных исследовательских областях.

Технологические платформы должны участвовать и в формировании государственной политики. При поддержке технологических платформ «БиоТех-2030», «Медицина будущего» и «Биоэнергетика» Минэкономразвития России и Минобрнауки России при поддержке других органов власти разработали проект программы развития биотехнологий, который в ближайшее время будет внесен в Правительство Российской Федерации для утверждения.

Важным развитием кооперации бизнеса и вузовской науки стала реализация 218 постановления Правительства, предусматривающего выделение прямых субсидий бизнесу на проведение исследовательских работ, заказываемых у вузов. Мы считаем, что на базе постановления нам совместно нужно выработать механизм постоянной поддержки такой кооперации вузов с компаниями. В ЕС есть такие аналоги – в виде так называемых «инновационных ваучеров», которые выдаются компаниям и могут быть использованы только на заказ разработок в университетах и научных организациях.

Предоставление университетам субсидии (по постановлениям Правительства 219 и 220) на развитие инновационной инфраструктуры и на приглашение ведущих ученых из-за рубежа, также может и должно быть использовано для реализации кооперационных проектов с бизнесом.

Мы считаем, эти механизмы имеют большой потенциал и рады, что смогли оказать Минобрнауки посильную поддержку в их разработке и реализации.

В 2012 году нашими совместными усилиями введена новая норма по грантовому финансированию исследований в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», которая позволяет отойти от ограничений налагаемых законом о госзакупках и перейти от конкуренции по цене к конкуренции по качеству. Эта важная новация позволит эффективнее закончить текущую, а также более гибко сформировать новую ФЦП в сфере развития кадрового потенциала экономики. Полагаю, грантовое финансирование можно будет распространить и на ФЦП по поддержке отраслевых прикладных НИОКР.

Также следует упомянуть и о совместной работе над Концепцией Центра образования, исследований и разработок в Томской области как в одном из наиболее успешных инновационно-активных регионов. Мы очень надеемся, что в результате будет создан мощный инновационный центр, вокруг которого возникнет пояс инновационных компаний.

Следует сказать и о другом направлении нашей совместной работы – в сфере образования.

Продолжается работа над важнейшим новым законом об образовании, сейчас он проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.

Очень важно, чтобы система образования на всех этапах была ориентирована на формирование компетенций, необходимых для инновационной деятельности, это одна из основ становления инновационной экономики. И мы очень внимательно относимся к этому направлению совместной работы.

Среди других приоритетов отмечу развитие «инновационного лифта» - координации работы институтов развития по поддержке инновационного предпринимательства. Это наша общая задача, нашедшая отражение и в совместной работе по расширению масштабов деятельности и финансирования Фонда содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере, созданию фонда посевного финансирования ОАО «РВК», формированию и развитию «инновационного компонента» в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Развитие законодательства, регулирующего оборот результатов интеллектуальной деятельности, также должно быть в числе приоритетов на 2012 год. В Стратегии инновационного развития поставлены амбициозные задачи по развитию оборота результатов интеллектуальной деятельности и нам нужно в ближайшем будущем принять ряд важных решений в этой сфере.

Из других наших общих задач в текущем году отмечу также формирование механизмов поддержки обучения российских магистрантов и аспирантов в ведущих зарубежных университетах, поддержку инновационной активности регионов и развития наукоградов.

Я уверена, что в этом году мы продолжим активную и плодотворную совместную работу!

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости