Лицензии Ростехнадзора — способ давления на бизнес?
Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору должна держаться вдалеке от политических игрищ, интриг и пиар-акций. Но зачастую на деле все обстоит иначе, и это неудивительно: все-таки Ростехнадзор — «служба государева», как говаривал Петр Первый, не раз твердою рукою направлявший чиновников в нужное ему русло. Так ли страшен Ростехнадзор для российских бизнесменов, и кому больше других стоит опасаться инспекций Федеральной службы?
В сферу повышенного внимания Ростехнадзора попадают все объекты, причисленные к опасным. Не стоит полагать, что к опасным производствам относятся исключительно гиганты промышленности: чтобы предприятие было принято «под опеку» Федеральной службы, достаточно наличия одного или нескольких признаков, означенных в законе «О промышленной безопасности». К примеру, производство автоматически становится опасным, если в технологических циклах используются или вырабатываются взрывчатые, воспламеняющиеся, горючие и токсичные вещества, применяются стационарные грузоподъемные механизмы или оборудование, работающее под давлением 0,07 МПа и выше.
Собственникам таких производств и эксплуатирующим организациям для легальной деятельности предстоит пройти массу административных процедур: получить лицензии Ростехнадзора и разрешения на применение технических устройств, провести экспертизу промышленной безопасности и испытать оборудование. Разумеется, за все платит инициатор, т.е. владелец объекта или тот, кто его эксплуатирует. Если речь идет о развитом производстве, масштабы выплат могут достигать колоссальных размеров, а сроки получения лицензий и разрешений — растянуться на многие месяцы.
Даже после того, как успешно пройдены все «семь кругов» и предприятие располагает лицензией Ростехнадзора, расслабляться не стоит: в рамках лицензионного контроля Федеральная служба обязана осуществлять плановые и внеплановые инспекции взрывопожароопасных объектов. Учитывая, что в сфере промышленной безопасности еще довольно много пробелов, чиновники имеют широкий простор для импровизаций.
Случаи чрезмерного давления на лицензиата со стороны лицензирующего органа — отнюдь не редкость. Чего только стоит нашумевший скандал вокруг металлургического завода «Стакс», руководитель которого в ходе судебных слушаний обвинил Федеральную службу в предвзятом отношении и необоснованном отказе в выдаче лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасного производства. Тем не менее, противоядие от чиновничьего беспредела есть: это — Федеральный закон №294, одно из предназначений которого — защита прав подконтрольных Ростехнадзору лицензиатов.