"Интерес к развитию привокзальных территорий у бизнеса есть"
Проект перепланировки площадей вокруг столичных вокзалов будет выбран властями на конкурсной основе. Развитие привокзальной инфрастуктуры откроет новые возможности для предпринимателей. Однако многое будет зависеть от принципа распределения площадей, считают эксперты. Столичные власти объявили конкурс на создание проектов планировки четырех привокзальных площадей Москвы. Это может открыть новые возможности для бизнеса, отмечают эксперты. Сейчас около 20% площадей в привокзальных постройках отдают под торговлю. Если под транспортно-пересадочные узлы будут строить новые здания, появятся новые площади для ритейлеров. Весь вопрос в том, как будут распределять появившиеся площади, отметил вице-президент организации ОПОРА РОССИИ Владлен Максимов. "Конечно, предпринимателям интересно работать на вокзалах. Ключевой вопрос, который здесь встанет: как распределять эти места. Когда это все распределяется на открытых аукционах, то ставки аренды зачастую взлетают очень высоко, — говорит он. —Противники аукционов говорят, что "давайте распределим среди правильных предпринимателей, и они будут дешево продавать". Практика показывает, что когда бесплатно распределяется, то, во-первых, это не бесплатно, а за взятки, а во-вторых, там совсем недешево все". Вряд ли московские власти пойдут на расширение торговых площадей на привокзальных территориях, но проекты реконструкции могут быть интересны для других видов бизнеса, отмечает корреспондент газеты "Коммерсантъ" Халиль Аминов. "С учетом политики команды Собянина, интерес к развитию привокзальных территорий может быть у двух групп компаний. Первая группа — это те, кто специализируется на строительстве и управлении парковками, как, например, французская Vinci, — говорит он. — Вторая группа интересантов — это могут быть девелоперы гостиничной недвижимости.
Такие проекты могут быть интересны условно группе компаний "Азимут". У РЖД есть своя риэлторская дочка "Желдорипотека", которая в свое время и собиралась строить сеть привокзальных отелей". Впрочем, пока не ясно, будут ли вообще строиться отдельные здания в зоне транспортно-пересадочных узлов, сообщила руководитель пресс-службы Департамента транспорта Жанна Терехова. "В прошлом году был реализован первый пилотный проект ТПУ возле станции метро "Тушино". Ежедневно через него проходят порядка 100 тысяч пассажиров. В настоящее время идет проработка вопросов о том, какие ТПУ в каких местах будут размещены, будут ли они плоскостные или капитальные, — рассказывает она. — Инфраструктура транспортно-пересадочного узла включает в себя платформы посадки-высадки пассажиров, кассы-автоматы по продаже билетов, проходы к различным видам транспорта, пункты отправления пассажиров междугородних автобусов, перехватывающие парковки, а также, всю сопутствующую инфраструктуру". Преобразования на вокзалах должны закончиться через два года. В 2010 году первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков заявил, что на Комсомольской площади будет создан крупный железнодорожный центр. Планировалось, что он будет связывать московские вокзалы с аэропортами. В 2011 году представители РЖД сообщили, что возле каждого вокзала будут построены парковки, рассчитанные на тысячу машин. Они также пообещали, что на транспортных узлах заработает сеть фудкортов. В январе 2012 года в СМИ распространились слухи, что столичные вокзалы будут оборудованы вертолетными площадками. Они будут построены с расчетом на то, что в будущем москвичи будут пользоваться авиатакси. Также ожидается, что вокзалы оборудуют панорамными лифтами, зимними садами и кинотеатрами. На реконструкцию каждой привокзальной площади выделят около 9 млн рублей. В общей сложности власти планируют обустроить в этом году 55 транспортно-пересадочных узлов. Сколько будет стоить их обустройство, пока неизвестно.