Владимир Киргизов: "Жителям наукограда не нужны лозунги"
Владимир Киргизов,
директор бийской компании "Инженерные защитные системы":
Когда создавался наукоград, одной из главных задач было объединение ресурсов разных предприятий для совместного развития — информационных, научных, технологических, административных. Ведь когда один чем-то владеет — он сам по себе, объединившись, можно решать задачи на порядок выше. На мой взгляд, в рамках наукограда отсутствует механизм, который бы объединял ресурсы предприятий, входящих в него. Город Бийск имеет статус наукограда уже пять лет. Назовите хоть одну программу, которая родилась благодаря этому статусу, объединила какие-то ресурсы и успешно работает, выпускает продукцию. Боюсь, такого примера вы не найдете. Если я хочу построить дом, а у меня есть только кирпич, все остальное я должен купить, взять кредит, который нужно будет возвращать. Если мы втроем объединимся, то ситуация станет иной. У одного есть бетон, у второго — кирпич, у третьего — крыша. Тогда мы дом построим и продадим, заработав деньги. Если объединить ресурсы предприятий города, то, может быть, и не нужно будет брать какие-то кредиты.
Далее. В рамках работы наукограда давайте изучим наши потенциалы. У нас имеются замечательные школы, есть лицей и прочее. Но ведется ли целенаправленная работа наукограда относительно молодежи с точки зрения творческой составляющей? Например, могли бы проводиться конкурсы с целью получить какое-то производственное внедрение на конкретных предприятиях. Наукоград мог бы разработать такие правила, которые позволили бы соблюсти интересы и предприятий, и участников. Я такого не слышал. Студенчество — само по себе. Если для студентов есть какие-то программы, то это заслуга института. Такая схема работает, но она выталкивающая, а не тянущая за собой. Если бы были конкурсы, если бы были предприятия, которые взялись бы за их финансирование, то, возможно, молодежи была бы более интересна идея наукограда.
Если говорить о городе в целом, то наукоград — очень правильный и мощный брэнд. К сожалению, большинство мероприятий направлено лишь на развитие этого брэнда. Все это важно и замечательно, но простому обывателю брэнд сам по себе ничего не дает. Городу нужны мероприятия, которые бы улучшали жизнь. Не только за счет привлечения федеральных денег, но и за счет внутренних ресурсов. К примеру, разве мы сбрасываем в Бию самую чистую воду? Нет. Есть прекрасный повод улучшить это производство. Горожане будут гордиться наукоградом, когда почувствуют этот статус через снижение тарифов, через улучшение каких-то социальных аспектов жизни. А не просто через лозунги. И здесь тоже можно координировать усилия и науки, и студенчества, и предприятий.
У нас сельскохозяйственный край. Город окружен селами и деревнями, здесь тоже могла бы наука поработать. Сегодня в моде в хорошем смысле этого слова строительство современных сельскохозяйственных поселков с современными предприятиями переработки сельхозпродукции. Да, там большие деньги нужны. Но, может быть, стоит рассмотреть этот вопрос?
С моей точки зрения, нужно расширить управленческую часть наукограда и создать механизм внутреннего инновационного развития. Потенциал людей и предприятий сегодня не используется.