Революция книжного бизнеса: отложенная или состоявшаяся?
Главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина назвала современную аудиторию «посткомпьютерной», «планшетной» и заметила, что книжному бизнесу надо приспосабливаться к новому способу потребления информации.
Новый игрок
Одним из основных изменений рынка стало то, что на сегодняшний день в книжном издательском бизнесе появились новые игроки: агрегаторы контента. Это компании, работающие на рынке электронных изданий, занимающиеся установлением множественных договоренностей с отдельными контент- и сервис-провайдерами. Теперь традиционным издательствам надо с ними бороться, договариваться или брать с них пример.
Сергей Анурьев, генеральный директор одной из наиболее известных компаний-агрегаторов - «ЛитРес» - заметил, что рынок электронной книги — самый растущий рынок в книжной индустрии. По оценкам эксперта, объем этого рынка в России составляет около 135 млн. рублей. Его ежегодный прирост в последние годы при этом 100%- 130% в год. Такому увеличению денежного объема рынка электронных книг способствует специфика издания. В отличие от бумажной книги, электронная книга имеет различные формы монетизации — подписка, снятие денег за каждую скачку, рекламная модель, когда поставщик зарабатывает на рекламе. Что касается географии, то аудитория электронных книг сосредоточена, главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге. Жители этих городов составляют 70% от всех читателей электронных книг. Однако география для продаж такого товара не столь важна, важен доступ потенциальных читателей к интернет и их русскоязычность.
«Значительному увлечению электронными книгами способствует рост продаж мобильных устройств. Важно, что на специализированные устройства цена падает, так что будущее электронных книг очевидно: они будут набирать популярность. В обратном направлении движется стоимость бумажной книги», - считает Сергей Анурьев.
При этом, эксперты отмечают, что лицензионные сервисы для чтения электронных книг на сегодняшний день также набирают популярность среди пользователей, так как становятся доступными. Это в свою очередь позволяет агрегаторам контента зарабатывать. Так, Николай Белоусов, основатель и совладелец компании «Аймобилко», отметил, что его сотрудники делают упор именно на мобильное приложение и удобство для пользователей. Компания даже разработала собственное устройство для чтения электронных книг «Аймобилка», которое, однако, не получило широкого распространения. По мнению эксперта, чтобы на рынке произошел скачок продаж, необходимо устройство со встроенным 3G. Такая функция гаджета позволила бы в любой момент времени обеспечивать доступ пользователей к любимым книгам.
Традиционные издательства
Олег Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо», не согласился с тем, что развитие электронных книг представляет угрозу традиционному издательскому делу.
«Сам по себе книжный рынок разнороден с точки зрения потребностей читателей. Если мы говорим об электронных книгах, то мы, в первую очередь, имеем в виду книги для чтения – развлекательную и деловую литературу. Однако кроме этого существуют прикладная, профессиональная литература, специализированные издания, детские книги и учебники. Все это составляет 50% всего книжного рынка. Эта та литература, которая не пользуется сейчас и вряд ли в будущем будет пользоваться спросом в формате электронных книг. На сегодняшний день детская, обучающая, специализированная литература продолжает расти, пусть и малыми темпами», - заметил ведущий издатель страны.
По его мнению, сейчас актуален вопрос: как издательским домам приспособится к росту доли электронных книг? Большинство издателей остаются ригидными, ожидая, когда за них создадут, запустят новую бизнес-модель в соответствии с изменившимися условиями. «Чтобы получить долю рынка в будущем, надо инвестировать уже сегодня. И не бояться осваивать новые ниши. Не нужно считать, что электронные книги – это беда, проблема. На мой взгляд, это возможность. Важно, чтобы сегодня издатели бумажных книг инвестировали свои усилия в получение права на контент, чтобы была возможность его дальнейшей продажи провайдерам. Все это поможет издателям с одной стороны, зарабатывать, а с другой стороны, выдавливать пиратов», - считает Олег Новиков.
Издание электронных книг: взгляд изнутри
Дмитрий Иванов, генеральный директор издательства «ОЛМА Медиа Групп» предостерег начинающих предпринимателей в сфере книжного бизнеса от ошибок легкомысленности. «Не стройте иллюзий, что электронная книга – это дешевое мероприятие, процесс, в который можно легко зайти и из которого можно легко выйти. На самом деле, когда предприниматели начинают с этим сталкиваться, оказывается, что это серьезная деятельность, которая требует правильной организации работы, опыта и квалифицированных специалистов», - отметил Дмитрий Иванов. Также издатель обратил внимание на очевидный, но до сих пор не привлекающий внимания факт: тексты, которые мы называем электронной книгой, еще далеки от того, что читатель в идеале хочет видеть. Поэтому здесь нужны инвестиции не только в организацию бизнеса, но и в само создание электронной книги, которая требует дополнительного наполнения, новых функций и возможностей. В этом вся перспектива развития рынка электронных книг, считает эксперт.
Записала обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Гузель Юсупова