Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Инвесторы оценивают риски

Инвесторы оценивают риски

Зарубежные инвесторы, работающие на территории России, считают, что условия ведения бизнеса здесь вполне приемлемы, главное, найти «взаимопонимание с чиновниками». Те же, кто пока не решается идти на такое тесное сотрудничество с российской экономикой, с осторожностью оценивают потенциальные риски. Этой теме был посвящен круглый стол в Московской городской думе на минувшей неделе.

По словам генерального директора Московской Международной бизнес-ассоциации Александр Борисова, далеко не все иностранные инвесторы согласны с тем, что инвест-климат в России хуже некуда. Например, руководство компании Siemens считает, что риски ведения бизнеса у нас вполне приемлемы. И хотя ситуация не идеальная, компания отмечает «большую работу правительства» в этом направлении. Renault также отмечает, что, если бы инвестклимат был совсем уж плох, то компания не стала бы договариваться об увеличении до контрольной своей доли в АвтоВАЗе. Производитель финских шин Nokian Tyres соглашается, что бюрократия в России – это проблема, которая была всегда. Однако, найдя «взаимопонимание с чиновниками», этот негативный фактор перестает быть непреодолимым препятствием.

Многие компании отмечают неиспользованный потенциал России как экономической сверхдержавы. А к таким пресловутым барьерам, как бюрократическая волокита, сверхзатруднительное оформления разрешительных процедур и пр. относятся вполне лояльно: «в ЕС еще и не такая бюрократия».

Но такой точки зрения придерживаются те, кто уже на собственном опыте испытал суровость инвестиционного климата в России, адаптировался к местным условиям и успешно акклиматизировался. Между тем, у той части потенциальных инвесторов, которая все еще не рискнула «перебраться через границу», сформировался свой список ожиданий по рискам. Председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа», председатель экспертного совета при комиссии Московской городской думы по законодательству Павел Гагарин поделился своими выводами после общения с сообществами зарубежных инвесторов. Так, например, наибольшее беспокойство у них вызывают не административные барьеры, а налоговые и финансовые риски. То есть компании боятся несправедливого налогообложения, несправедливого решения арбитража после проведения налоговых проверок, и проча-прочая-прочая.

А вот на втором месте инвесторских страхов как раз административные барьеры. Многие компании приходят на новые рынки, приобретая стройплощадки. Для таких инвесторов жизненно важным становится оперативное и прозрачное оформление разрешительной документации на строительство. Равно как и зарубежным производителям важно упрощение оформления импорта продуктов питания.

Не дают покоя потенциальным иностранным инвесторам и юридические риски. Основные законы, регламентирующие инвестиционную деятельность в России, (160-ФЗ «Об иностранных инвестициях», 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности») вышли еще в 1999 году. И, несмотря на то, что время от времени в них вносятся изменения, инвесторов они настораживают.

Не вселяет уверенности в капиталистов и отсутствие в России закона о холдингах. А также непроработанная законодательная база по государственно-частному партнерству. Скажем, у нас отсутствует федеральное законодательство по ГЧП. Ряд регионов разработал и принял свои местные законы, не дожидаясь выхода федерального. Однако, столичные эксперты до сих пор расходятся во мнениях, сколько же таких регионов? По одним данным, закон о ГЧП принят в 45 субъектах РФ, по другим – более, чем в 50.

В то время, как система ГЧП доказала свою эффективность и надежно зарекомендовала себя во всем цивилизованном мире, в России она почему-то не срабатывает. Ведущий научный сотрудник сектора ГЧП Института экономики РАН Светлана Козлова видит причину в непроработанной законодательной базе. Одним из результатов такого несистемного подхода стала недейственность налоговых льгот и преференций. Наиболее показательный пример - налоговые льготы на землю и имущество для компаний- инвесторов особых экономических зон (ОЭЗ).

Светлана Козлова недоумевает, какие льготы по земельному налогу могут привлечь в технико-внедренческие зоны инвесторов, представляющих, скажем, IT-индустрию? То же касается и налога на имущество. Поскольку и земля, и имущество резидентов ТВЗ – мизерная доля в активе компаний, эффективность этих льгот микроскопична. И серьезным мотиватором подобные преференции являться не могут.

Таким образом, инвестиционный климат остается под пристальным вниманием и контролем чиновников, резюмируют эксперты. В то время как инвесторы продолжают вести перечень своих «рисковых» ожиданий.

 

Екатерина Дегтярева

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости