Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

"Алтайхимпром" похоронили. Кредиторы растаскивают остатки советской промышленности

"Алтайхимпром" похоронили. Кредиторы растаскивают остатки советской промышленности

Приказ о приостановке деятельности и консервации производства на "Алтайхимпроме" с 15 марта подписала Татьяна Казакина, конкурсный управляющий предприятия. По мнению ряда экспертов, это предприятие еще способно производить востребованную рынком продукцию, но шансы на восстановление у него близки к нулю.
Запоздалое решение

Попытка спасти расположенное в Яровом предприятие через процедуру банкротства была предпринята ровно два года назад по решению Минпромторга. Судьба этого завода в министерстве обсуждалась ежегодно, но дело, как правило, ограничивалось рекомендациями подготовить очередной "план спасения". Идея банкротства также обсуждалась, но решиться на это в министерстве не могли несколько лет. Причина одна: не было ответа на вопрос, кто будет стратегическим инвестором "Алтайхимпрома".

В 2010 году передача госпакета акций в размере 38% в госкорпорацию "Ростехнологии" была завершена, и чиновники решились. Но к тому моменту финансовое состояние предприятия уже было крайне запущенным: долги кредиторам, согласно балансу, составляли 785 млн. рублей, активы — лишь 650 млн. Сводное исполнительное производство включало 97 дел, а бизнесмен Александр Глуховский, контролирующий 51,7% акций "Алтайхимпрома", демонстрировал полное нежелание развивать здесь производство.

По решению Минпромторга иск о признании предприятия банкротом должна была подать налоговая служба, один из крупнейших кредиторов. Это и было сделано в 2010 году, а в начале 2011 года на предприятии ввели внешнее управление. При этом внешним управляющим суд назначил Татьяну Казакину, ранее — конкурсного управляющего рубцовского "АлтТрака". Со своей стороны г-жа Казакина назначила исполнительным директором бывшего руководителя барнаульской компании "Алтай-газобетон" Тимура Джемакулова, которому поставили задачу восстановить платежеспособность.

По инерции

Однако платежеспособность предприятия продолжала неуклонно падать, росли убытки и просроченная "кредиторка", приставы арестовывали и продавали ликвидное имущество. В итоге осенью 2011 года суд ввел здесь конкурсное производство по ходатайству кредиторов — в противном случае они лишались возможности вернуть долги.

Прошедшие пять месяцев тенденцию тоже не изменили. И о решении законсервировать производство Татьяна Казакина заявила на суде 15 марта, мотивировав его отсутствием достаточных оборотных средств. В то же время конкурсное производство суд продлил еще на полгода — до 15 сентября.

Марина Пахолкова,
председатель профкома и представитель трудового коллектива в процедуре банкротства:

Продлил, потому что право­устанавливающие документы для продажи имущества не оформлены до конца.

По ее словам, большинство цехов уже не работает, фасовка последних партий продукции завершится к середине апреля.

Дальнейшая судьба промплощадки остается туманной. За два года работы в составе "Ростехнологий" изменения произошли, главным образом, косметические. В конце 2010 года "Алтайхимпром" вошел в холдинг "РТ-Химические и композиционные технологии и материалы", созданный в структуре "Ростехнологий". На предприятие приезжали представители холдинга, они прилюдно обещали восстановить былую славу завода. На одном из заседаний суда даже была озвучена сумма финансовой поддержки, на которую готов пойти холдинг: 4 млрд. рублей.

Более того, с руководством госкорпорации не раз встречался и губернатор Александр Карлин, причем последняя встреча состоялась накануне последнего заседания суда. "Планы госкорпорации "Ростехнологии", владеющей 38% акций "Алтайхимпрома", и позиция Минпромторга до сих пор никем не озвучены", — говорит г-жа Пахолкова. Ранее "Ведомости" отмечали, что из 590 входящих в "Ростехнологии" предприятий проблемными считаются 115.

На руку Китаю

Тем не менее многие эксперты полагают: "Алтайхимпром" способен производить востребованную рынком продукцию. "Кремнийорганические жидкости — основа для смазок, использующихся повсеместно, их можно применять и при производстве антиобледенителей для авиации, которые сегодня закупаются за рубежом за огромные деньги", — пояснил один из бывших топ-менеджеров завода. Еще одно направление, по его словам, — грунты, которые охотно приобретали, в частности, авиазаводы Иркутска и Комсомольска-на-Амуре. "За время простоя рынки будут потеряны, я не исключаю, что их займут зарубежные производители", — говорит он.

Эксперты отраслевого издания Neftegaz.ru утверждают: "Алтайхимпром" — единственный в стране потенциальный производитель озоносберегающего фреона 141b, большая часть которого ввозится из Китая. "Китайские инвесторы с нетерпением ждут, когда обанкротится это предприятие", — полагают они.

Более оптимистичен председатель Росхимпрофсоюза Александр Ситнов. По его мнению, "Ростехнологии" заинтересованы в создании на этой площадке высокотехнологичного производства и выпуске конкурентоспособной продукции. "Особенно если эта площадка будет стоить небольших, как это обычно бывает после банкротства, денег. Рабочих мест там будет гораздо меньше, чем сейчас, но это лучше, чем ничего", — говорит он.

В любом случае, дело это небыстрое. Для работы нового предприятия потребуется оформление большого числа лицензий (сегодня их более десятка). "Месяц назад я встречался с активом, ветеранами, бывшим руководством завода, все они говорили о том, что эти лицензии можно было получить заблаговременно, ведь о проблеме знали все", — говорит Павел Тулин, председатель краевой Общественной палаты. Не случайно один из краевых чиновников, выходя из зала заседаний, где обсуждалась ситуация на заводе, обронил фразу: "Похоронили".

Социальная катастрофа

В ближайшее время Татьяна Казакина намерена подписать еще и приказ о сокращении персонала. Как пояснила Марина Пахолкова, сохранят рабочие места лишь те, кто обеспечивают деятельность городских очистных сооружений и ТЭЦ, а также административно-управленческий персонал. На первом этапе потеряют работу около 200 человек, всего же заявлено о намерении сократить 400–450 из 760 занятых. 21 марта Тимур Джемакулов уже попрощался с коллективом, заявив, что свою миссию — сохранить активы предприятия — считает выполненной и уходит с первой партией сокращаемых.

А между тем, по данным управления края по труду и занятости, официальная безработица в городе и сегодня вдвое превышает средний по краю показатель и составляет 5,4%. ФНС, как кредитор, возможно, получит деньги от продажи имущества, но затраты государства на поддержку безработных и субсидии малоимущим явно увеличатся.

Виктория Кузнецова,
директор Центра занятости населения города:

На 22 марта в городе требуется 40 работников: это вакансии как постоянного, так и временного характера. Будем проводить переобучение всех желающих, помогать в организации собственного дела.

В то же время городские власти, по мнению г-на Тулина, от участия в решении проблем предприятия устранились. "Собственники завода находятся далеко, но работники-то его живут в городе, — говорит он. — И у меня нет оснований считать, что в случае смены в Яровом сити-менеджера отношение к этим проблемам принципиально изменится, поскольку местные власти мало зависят от уровня развития экономики в городе: бюджет города в любом случае получит дотации".

Татьяна Казакина от комментариев отказалась, объяснив свой отказ высокой занятостью в связи с сокращением персонала. Ответ от администрации края на момент публикации в газете "Ваше дело" не поступил.

Владельцы и долги

Акционером "Алтайхимпрома" является госкорпорация "Ростехнологии" (владеет 38% обыкновенных акций). С 2004 года 51,7% акций находится под контролем бизнесмена Александра Глуховского, проживающего на Кипре, акциями он владеет через ФПГ "Реформа" (19,8055% обыкновенных акций), "ИнжСтройЦентр" (18,2515%) и "Модуль" (13,6542%).

Согласно отчету конкурсного управляющего "Алтайхимпрома", в реестр кредиторской задолженности третьей очереди включено 325 млн. рублей. Дебиторская задолженность составляет 186 млн. рублей, реально взыскать можно только 30 млн.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости