Любовь к «чистым» продуктам вызвала появление новых предпринимателей
Ни для кого не секрет, что в США и Европе наблюдается настоящий бум на экологичные продукты. То есть на те, что произведены на частных фермах, без использования химикатов и удобрений. В общем, «продукты от бабушки из деревни». Постепенно этот тренд добрался и до России. В итоге у нас стало появляться все больше эко-хозяйств, продукцию которых с удовольствием покупает поднимающий голову средний класс.
Новые фермеры
Пожалуй, именно так можно назвать тех крестьян, которые поймали волну и занялись экологичным производством. Десятки подобных хозяйств по всей стране предлагают чистые овощи, мясо, молоко, яйца и прочие продукты. В своей работе они не используют «химию» и минеральные удобрения. Главная фишка их продукции – экологическая чистота. Все выращивается точно так же, как 100, 200, 300 лет назад.
Конечно, в итоге «новые фермеры» теряют в объемах производства. Той же картошки со своего «чистого» поля они снимают в два-три раза меньше, чем их коллеги, «подкармливающие» корнеплод разными добавками. Отсюда и высокая цена на эко-продукты. Как правило, они в 2-4 раза дороже, чем аналоги массового производства.
По словам тех, кто пробовал такие продукты, по сравнению с обычными - это небо и земля. Еда от «новых фермеров» как минимум вкуснее, а о большей полезности и говорить не приходится. Это и «цепляет» состоятельных горожан, которые с удовольствием переходят на экологичный стол.
Не одни
Но в одиночку новый фермер, как правило, бессилен. Ведь он живет и работает на своей ферме. Дел у него и там полно. А чтобы организовать поставки экопродуктов в город и по нормальным ценам, нужно попотеть.
Здесь появляется еще один новый тип предпринимателей. Это владельцы магазинов, зачастую интернет-магазинов, экологически чистых продуктов. Одна из владелиц службы доставки экологичных продуктов уже поделилась с EquipNet.ru секретами своего бизнеса.
Пожалуй, один из самых известных подобных проектов в России - LavkaLavka. Он работает в Москве, Петербурге и Калининграде. Позже владельцы планируют открывать магазины экологичных продуктов и в других регионах. Например, в Уфе, Челябинске, Екатеринбурге.
Компания LavkaLavka появилась в 2009 году. Сегодня у нее в поставщиках более сотни фермеров, а оборот дорос до 10 миллионов рублей в месяц. А 95 процентов выручки приходится непосредственно на продажу продуктов в розницу.
Покупают дорого
Средний класс, понимая всю полезность, элитарность и эксклюзивность чистых продуктов от «новых фермеров» готов платить за них приличные деньги. Вот для примера цены LavkaLavka. Килограмм говяжьей вырезки стоит 1350 рублей. Бараний окорок – 950 рублей за килограмм. Яйца – от 170 рублей за десяток. Молоко коровье – от 120 рублей за литр. Картофель – от 120 рублей за килограмм.
Подобный уровень цен сами фермеры называют обоснованным. Они ссылаются на относительно низкие объемы производства из-за соблюдения натуральности хозяйства и отказа от «химии». Кроме того, при переработке продуктов они несут большие издержки, нежели крупные промышленные предприятия.
Свою наценку добавляет и продавец. Ведь за продуктами нужно ехать, порой за пару сотен и более километров. Нужно развивать проект. Получать сертификаты, платить людям зарплату и так далее. В итоге от конечной цены экологичного продукта новый фермер получает порядка 70 процентов, а 30 процентов остается продавцу.
Прямо как в iTunes. Вот только вместо музыки здесь еда.
Иван Муравьев