Освобождение в проекте
По мнению авторов законопроекта, обозначенного в пояснительной записке, в России малые и средние предприятия недостаточно интегрированы в инновационную систему, и как следствие - неразвита кооперационная сеть «наука и образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес», что препятствует распространению знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике. Поэтому инновационная активность малых и средних предприятий находится на достаточно низком уровне.
Согласно законопроекту, налоговые льготы должны стимулировать предпринимателей к внедрению НИОКР в хозяйственную практику, производство и реализацию конечной продукции. Тем предпринимателям, которые решат воспользоваться изобретениями и т.д. в собственном производстве, предусмотрено освобождение от уплаты налога на НДС и налога на прибыль.
В законопроекте предлагаемые льготы представлены в следующей формулировке:
- освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства от уплаты налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), основанных на использовании в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более 5 лет;
- освобождение от уплаты налога на прибыль субъектов малого и среднего предпринимательства в виде сумм доходов от реализации (товаров, работ, услуг), полученных ими от использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) в собственном производстве с даты начала их использования, в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более 5 лет.
Экономическое обоснование поправок сводится к тому, что, несмотря на сокращение налоговых поступлений в консолидированный бюджет, в конечном итоге казна все-таки будет пополняться. Годовой размер недополученных налоговых доходов в консолидированный бюджет составит 121,5 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 83,4 млн. рублей. Выпадающие доходы субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций могут быть компенсированы за счет субвенций из федерального бюджета.
С учетом того, что на один рубль затрат на технологические инновации предприятия обеспечивают прирост объемов выпуска продукции в 5-7 раз больше, чем при ее производстве по традиционным технологиям, прирост доходной части федерального бюджета в виде дополнительных налоговых платежей уже через год может составить около 730,0 млн. рублей.